В большинстве крупных городов характер загрязнения воздуха определяется автотранспортом. Например, в Москве и Санкт-Петербурге, вклад транспорта составляет 75-85%. В перечень вредных веществ, выделяемых автотранспортом, входят оксиды азота, оксид углерода, легкие углеводороды, во многих случаях — соединения свинца (этилированный бензин все еще широко используется), сажа и сорбированные на ней полиароматические углеводороды (характерный черный выхлоп дизельных двигателей), разнообразные взвешенные частицы, наконец (косвенным образом) — соли, применяющиеся для таяния снега. Кроме того, при соответствующих условиях в атмосфере происходит вторичное загрязнение (например, образование фотохимического смога). Цель проекта
— сбор сведений о загрязнении приземного слоя воздуха в зоне расположения детского сада и средней школы и принятие мер по изменению движения транспортных потоков на указанном участке.
Задачи и этапы выполнения проекта
· организовать встречи и консультации для наиболее активных союзников (врачей, учителей, воспитателей детского дошкольного учреждения, родителей, школьников, желающих принять посильное участие в проекте);
· обобщить известную информацию о составе автомобильных выбросов, о характере их воздействия на воздух, почву, снежный покров, растительность и сформировать программу мониторинга;
· задействовав оборудование школьного химического кружка и использовав приемы биомониторинга, организовать регулярные наблюдения за качеством воздуха, за составом снега и состоянием кустарников на школьном участке;
· включить в школьные курсы химии, биологии и географии практические занятия по мониторингу воздуха;
· подготовить и опубликовать серию статей о транспортном загрязнении в местной газете, а также составить и распространить информационные материалы для комитета по экологии, санэпидемстанции и госавтоинспекции; организовать серию встреч с их руководителями;
· подготовить спектакль "Автомобиль — враг или друг?" силами школьного драмкружка и пригласить на премьеру врачей, учителей, воспитателей детского дошкольного учреждения, сотрудников комитета по экологии, санэпидемстанции и госавтоинспекции;
· провести субботники по посадке "второго пояса" защитной полосы кустарников на перекрестке улицы Пыльной и переулка Дымного;
· провести общественные слушания и обсудить результаты общественного экологического мониторинга; предложить систему мероприятий в помощь госавтоинспекции (патрулирование перекрестка силами родителей, подготовка информационных щитов и т.п.).
Практические рекомендации по выполнению задач проекта
Соберите общую информацию о транспортном загрязнении:
1. какие загрязняющие вещества будут доминировать, каковы их токсикологические свойства и как они воздействуют на организм ребенка?
2. какие виды топлива разрешены и какие запрещены в вашем городе?
3. каков транспортный поток и как он меняется в зависимости от времени суток?
4. каковы типичные приемы наблюдения за загрязнением такого рода? (биомониторинг, отбор проб взвешенных частиц, анализ содержания солей в пробах снега, экспресс-методы определения оксидов азота и оксида углерода и т.п.).
Сформируйте программу наблюдений
, ориентируясь на собственные возможности и вклад возможных союзников, и приступайте к ее реализации:
1. школьный учитель химии может помочь в определении загрязненности снежного покрова (общее содержание солей и взвешенных частиц, нитратов как продуктов преобразования диоксида азота) и собственно воздуха (отбирая пробы с помощью, например, пылесоса, и оценивая содержание взвешенных частиц, поступающих на уровень первого этажа школы и детского сада);
2. учитель биологии с помощью лупы и микроскопа поможет оценить состояние растительности (иногда достаточно простых визуальных наблюдений);
3. с учителем рисования, со старшеклассниками зарисуйте и сфотографируйте наиболее яркие примеры нарушений, деградации растительности, малышей, облизывающих снежки из загрязненного снега, и т.п.);
4. не забывайте о ежедневной регистрации структуры транспортного потока и о таком простом показателе, как уровень шума;
5. обратитесь в штаб ГО — многие из них располагают простыми приборами типа УГ-2 для полуколичественного определения оксидов азота, серы, углерода в воздухе;
6. как правило, среди родителей находятся сотрудники НИИ, высших учебных заведений, которые могут помочь организовать весьма корректные измерения;
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8
|