Но не тут-то было! Сегодня без экологии никуда - в государственном масштабе это очень заметно, надо только осознать, насколько. И в глазах мирового сообщества окажемся дикарями, и сами вскоре окажемся не только без еды, но и без воды, и без зверья всякого, по уши во всякой дряни - от радиации до мусора.
Если резюмировать сказанное, то хочется надеяться, что в процессе нынешней перестройки органов управления государством для экологии найдутся время и силы - чтобы превратить ее в систему. Дело в том, что когда мы ведем речь, например, об образовании, можно говорить о "системе образования", употребление этого термина оправдано, хотя система неизмеримо шире, чем ведомство, Министерство образования. Система образования включает в себя прежде всего родителей и их детей (это почти все жители страны, пребывающие поочередно в том и другом качестве), а затем уже педагоги и система их подготовки, медики и администраторы, а также система производства учебников и учебных пособий. И эта широта, опора на все население делают систему очень устойчивой. А вот про экологию нельзя сказать, что эта система укоренилась в обществе и приобрела устойчивость, хотя кое-где и накоплен опыт взаимодействия государственных органов с общественными организациями и школами.
Для создания СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИИ можно и нужно привлечь как специалистов, знающих систему увязки в прежней, доперестроечной экономике (пока они еще живы), так и ученых, работающих в области системного анализа сложных систем. Если попробовать изменить приоритеты при финансировании науки, можно найти силы и средства для разработки новейших (таких, которые нетрудно продать на Запад) технологий - как в энергетике, так и в использовании ресурсов, переработке отходов - вместо того, чтобы покупать их на том же Западе за огромные деньги. Это даст стратегическую для страны возможность вывести из кризиса отечественные науку и технологии, которые оказались не востребованы в силу как прошлых ошибок, так и увлечения более простыми способами накопления первоначального капитала. А то ведь развитая держава на глазах превращается в сырьевой придаток, что при ее научном потенциале представляет собой историческую нелепость.
Но есть и другое направление выхода из нашего "экологического кризиса" - расширять опору на население, вовлекать в экологическую проблематику как можно больше людей разных специальностей. Этому и служит "Экология и жизнь" - объяснять и пропагандировать экологические идеи, привлекать к ним интерес, нести их в жизнь. А роль школы в этом еще больше. Именно через школу в общество проникают и укрепляются главные идеи, которые движут затем людьми, влияют на их поступки. Но экологию нельзя сравнивать с идеологией, ориентированной под тот или иной политический заказ. Экологическое неблагополучие - объективная угроза существованию нашего общества, всей цивилизации. Если мы не примем во внимание состояние природы, не распространим на нее гуманное отношение, готовность к пониманию, которое существует между людьми, - можем остаться без будущего.
Так же, как система образования, должна возникнуть и СИСТЕМА ЭКОЛОГИИ как один из институтов общества, который накапливает опыт существования в ладу с природой, в сотрудничестве с ней. Она должна включать и механизмы власти, и наукоемкие технологии, и систему знаний об объективной экологической опасности, и знание способов мирного сосуществования как с другими людьми, так и с природой. Эту систему еще предстоит построить, и уже видно, что не обойтись отдельными изменениями - нужен комплекс мер, в котором образование, правовые и экономические механизмы, новые технологии найдут свое место. Для этого экологии прежде всего надо занять свою нишу в системе ценностей каждого человека. Тогда политика не будет отмахиваться от экологии,а уделит ей место, подобно образованию, сообразуясь с ее ролью в сознании людей. А процесс этот самосогласованный: чем лучше мы знаем предмет, тем больше им занимаемся. И этот процесс "уже пошел" во всем мире, поэтому мы не можем его игнорировать. Просто российский путь - это, как правило, путь тернистый .
Список использованной литературы
:
Журнал "Экология и жизнь". Статья А.Л.Самсонова.
|