• Методики
профессионального отбора должны отвечать следующим требованиям:
1) валидность (указывает, что и насколько точно измеряет методика);
2) надежность – постоянство результатов, полученных при повторных и равных условиях обследования одного и того же лица;
3) дифференцированность – каждая методика должна быть направлена на оценку определенных психических функций или их совокупности.
Кроме этого, следует соблюдать правила научной обоснованности, объективности, стандартизированности и практичности при разработке методик.
Одной из форм проведения профессионального отбора является групповое обследование нескольких десятков человек одновременно. Как правило, для прохождения всех этапов и комиссий приема формируется группа кандидатов по 30–50 человек. Клинико-физиологическое обследование и изучение состояния ряда психофизиологических функций (координация движений, скорость и точность сенсомоторных реакций, функции слежения, проприоцептивная чувствительность) проводятся индивидуально. Индивидуально ведется и беседа с каждым кандидатом. Важное значение для объективизации данных психофизиологических методик имеет соблюдение стандартности условий их выполнения.
Профессиональный отбор имеет большое значение для адаптации к деятельности по выбранной профессии и к условиям обучения. Ряд исследований показал, что лица, заранее выбравшие ту или иную специальность, гораздо легче адаптируются к особенностям трудового и учебного процессов, а также показывают более высокий уровень мотивации, в то время как неправильный или случайный выбор профессии может привести к социальной дезадаптации, нарушению психического здоровья.
Смысл жизни высококвалифицированных специалистов, работающих по призванию, состоит в возможности профессиональной самореализации.
|