Экологическое управление и контроль в Украине

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Механизм охраны окружающей природной среды » Экологическое управление и контроль в Украине


2.2. По действующему законодательству Украины субъекты предпринимательства должны осуществлять свою деятельность с учетом обеспечения охраны окружающей природной среды, санитарного и эпидемического благополучия населения.

В обязанности предприятия входит проведение природоохранных мероприятий, в т.ч. рекультивация земель и восстановление лесов после их использования, способствующих уменьшению вызванных производством отрицательных воздействий. Предприятие отвечает за рациональное использование всех природных ресурсов и возмещает затраты на восстановление и охрану природных ресурсов ( ст.4 Закона Украины “О предпринимательстве”).

За причиненный ущерб и убытки предприниматель несет имущественную и иную, установленную законом ответственность (Там же, ст.10).

Деятельность, связанная с потенциальной опасностью для здоровья людей, подлежит лицензированию. Перечень такой деятельности дается в ст.4 Закона Украины “О предпринимательстве” и ст.13 Закона Украины “Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения”.

Продукция, на которую в государственных стандартах и в других нормативно-технических документах имеются требования по безопасности здоровья и жизни населения, подлежит обязательной сертификации (ст.14 Закона Украины “Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения).

Законодательством предусматриваются экономические и правовые меры, способствующие такой деятельности субъектов предпринимательства.

В частности, в себестоимость продукции включаются: текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранительного назначения:

- очистительных сооружений, уловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходов по захоронению экологически опасных отходов, оплату услуг сторонних организаций за приемку, хранение и уничтожение экологически опасных отходов, очистку сточных вод, прочие виды текущих природоохранных расходов;

- затраты, связанные с разработкой и утверждением норм на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду.

Для повышения заинтересованности предприятий и организаций в ускорении обновления основных производственных фондов без повышения цен и тарифов на выпускаемую продукцию Минфин и Минэкономики дают разрешение на применение ускоренной амортизации ( не более чем 2 раза в соответствии с действующими нормами) их активной части в случаях, связанных с охраной окружающей природной среды1.

На улучшение экологической ситуации в стране направлены и такие положения ст.48 Закона Украины “Об охране окружающей природной среды”, как передача части средств внебюджетных фондов охраны окружающей природной среды на договорных условиях предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам на мероприятия для гарантированного снижения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и уменьшения физических, химических и биологических воздействий на состояние окружающей природной среды, на развитие экологически безопасных технологий и производств.

2.3. Считается, что общественное экологическое движение возникло в 1962 году, когда был создан Всемирный фонд охраны природы (ВФОП) - самая многочисленная частная международная организация. В 27 ее национальных организациях на всех континентах объединено около 3 миллионов членов. В основном она занимается экологическим просвещением населения и созданием фондов по охране окружающей среды и исчезающих видов животных . Деятельность ВФОП помогла становлению Международного Союза охраны природы и природных ресурсов, Международного союза по охране птиц, Международногонаучно-исследовательского бюро и фонда имени Чарльза Дарвина .

Серьезный размах движение “зеленых” приобрело в Федеративной Республике Германии. Разношерстные группы и группки “экологистов” лишь в 1980 году объявили себя партией, но уже через три года на парламентских выборах получили около 6 процентов голосов избирателей и заняли четвертое место среди всех политических партий.

Успехи экологического движения вынуждают считаться с ним иные политические силы. В 1984 году координационная группа “зеленых”, объединившая политические партии из Австралии, Бельгии, Великобритании, Ирландии, Нидерландов, Франции и Швеции, провела 11 своих представителей в Европейский парламент. Во время прямых выборов в Европарламент в июне 1989 года “зеленые” получили там 38 мест.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5