Мировой океан, покрывающий 2/3 земной поверхности, - это огромный водный резервуар, масса воды в котором составляет 1,4 миллиарда кубических километра. Вода океана – это 97% всей воды на планете. Океану и особенного его прибрежной зоне принадлежит ведущая роль поддержания жизни на Земле. Ведь около 70% кислорода, поступающего в атмосферу планеты, вырабатывается в процессе фотосинтеза планктоном. Сине-зеленые водоросли, обитающие в мировом океане, служат гигантским фильтром, очищающим воду в процессе её кругооборота.
Мировой океан является одним из важнейших объектов экологической защиты. Особенность этого объекта состоит в том, что течение в морях и океанах быстро относит загрязняющие вещества на большие расстояния от мест их выброса. Поэтому проблема охраны чистоты океана носит ярко выраженный международный характер.
Источники и вещества, загрязняющие мировой океан, многочисленны: от ртути до неподдающихся разложению синтетических моющих средств, часто образующих в реках толстый слой пены. Интенсивная деятельность человека привела к тому, что Балтийское, Северное и Норвежское моря сильно загрязнены стоками моющих средств. Воды Балтийского и Северного морей таят в себе и иную опасность. В 1945-1947гг английским, американским и советским командованием в них было затоплено около 300 тысяч тонн трофейных и собственных боеприпасов с отравляющими веществами (ипритом, фосгеном, адамситом). Операции по затоплению проводились в спешке с серьезными нарушениями норм экологической безопасности. Корпусы химических боеприпасов к сегодняшнему дню сильно разрушились, что чревато тяжелыми последствиями.
Наиболее массовыми веществами, загрязняющими водоемы, являются нефть и производные от неё продукты. Нефтяное загрязнение океана опасно из-за того, что на поверхности воды образуется тонкая нефтяная гидрофобная пленка, препятствующая свободному газообмену с атмосферой, что резко сказывается на океанской флоре и фауне.
Судоходство – древнейшая отрасль транспорта, связывавшая континенты и культуры в самом далеком прошлом. Но только во второй половине прошлого века оно приняло современные грандиозные масштабы. Научно-техническая революция стремительно изменила тоннаж судов, особенно танкеров: если в 1970г средний тоннаж танкера составлял 42 тысячи тонн, то уже в 1980г – 96 тысяч тонн, при этом половина тоннажа танкерного флота мира уже приходилась на супертанкеры (более 200 тысяч тонн). Эпоха супертанкеров и рудовозов выдвинула на первый план порты с большими глубинами подходов, вызвала концентрацию грузопотоков нефти и руды.
Экологические проблемы мирового океана обусловливаются и «нагрузкой» на прибрежные районы. «Сдвигом к морю» называют глобальный процесс притяжения к морским берегам самой разнообразной экономической деятельности, а значит – и населения. В прибрежных районах сложились мощные портово-промышленные комплексы. За последние 45 лет доля приморских районов населения Земли увеличилась с 30-35 до 40-45%.
Большую опасность для открытого океана представляют катастрофы танкеров и ещё большую – атомных подводных лодок, захоронения радиоактивных отходов. Особо опасным стало Средиземное море, через которое проходит грузопоток в 250 миллионов тонн нефти, хотя площадь всего бассейна этого моря – только 1% мирового океана. Опасно воздействие на мировой океан и военных конфликтов. Война в Персидском заливе привела к тому, что 2/3 западного побережья Персидского залива было покрыто слоем нефти, и погибло огромное количество морских животных и птиц. Окружающая среда подверглась беспрецедентному за всю историю человечества загрязнению.
Все это говорит о нарастающей конфликтности использования мирового океана – развитие добывающей промышленности на шельфе и широкий сброс промышленных отходов в океан подрывают условия для традиционных отраслей рыболовства, туризма и отдыха. К тому же сами отдыхающие на побережье ухудшают экологическую обстановку.
Успешное восстановление водных ресурсов при одновременном вовлечении их в хозяйственный оборот, то есть воспроизводство водных ресурсов, предотвращение новых загрязнений возможно лишь при проведении комплекса мероприятий, включающих очистку сточных вод и водоемов, внедрение оборотного водоснабжения и малоотходных технологий. За последние годы был принят ряд важных международных соглашений по охране морей и океанов от загрязнений. В соответствии с этими соглашениями промывка танкеров и сброс отработанных судовых вод должны осуществляться в специальных портовых устройствах. Каждая страна, подписавшая соглашение, несет юридическую и материальную ответственность за загрязнение вод океанов и морей.
|