Каковы же раздражители, вызывающие реакцию физиологического стресса? Перечислим основные:
– двигательная активность – это главное условие развития, обсуждавшееся нами ранее;
– температурные перепады и – особенно – температура окружающей среды ниже термокомфортной зоны;
– гипоксемические экспозиции, т.е. умеренная нехватка кислорода;
– солнечное излучение – естественный фактор, также вызывающий реакцию адаптации;
– ограниченная калорийность пищи.
Все эти потребности обеспечиваются при естественном уходе за малышом, гимнастикой, водным тренингом и закаливанием.
Относительно ограниченной калорийности пищи отметим, что, конечно же, ребенок не должен голодать. Однако при естественном подходе и, соответственно, естественном грудном вскармливании у ребенка формируется нормальное регулирование пищевых потребностей. Он будет есть только тогда, когда голоден, и ровно столько, сколько ему необходимо.
Очень важно, чтобы предлагаемые ребенку нагрузки не переходили границы физиологического стресса, приобретая тем самым характер патологических стрессов.
Помимо физиологических и патологических стрессовых раздражителей, И.А.Аршавский вводит понятие диссипаторов, т.е. таких воздействий среды, которые не вызывают реакции адаптивного напряжения и тем самым снижают адаптивные возможности. Это избыточное питание, гиподинамия, высокая температура среды. Сюда же можно отнести нехватку сенсорной стимуляции.
Перейти на страницу: 1 2 3
|