Потребность в физиологическом стрессе

Экология младенчества » Естественные условия развития » Потребность в физиологическом стрессе


Каковы же раздражители, вызывающие реакцию физиологического стресса? Перечислим основные:

– двигательная активность – это главное условие развития, обсуждавшееся нами ранее;

– температурные перепады и – особенно – температура окружающей среды ниже термокомфортной зоны;

– гипоксемические экспозиции, т.е. умеренная нехватка кислорода;

– солнечное излучение – естественный фактор, также вызывающий реакцию адаптации;

– ограниченная калорийность пищи.

Все эти потребности обеспечиваются при естественном уходе за малышом, гимнастикой, водным тренингом и закаливанием.

Относительно ограниченной калорийности пищи отметим, что, конечно же, ребенок не должен голодать. Однако при естественном подходе и, соответственно, естественном грудном вскармливании у ребенка формируется нормальное регулирование пищевых потребностей. Он будет есть только тогда, когда голоден, и ровно столько, сколько ему необходимо.

Очень важно, чтобы предлагаемые ребенку нагрузки не переходили границы физиологического стресса, приобретая тем самым характер патологических стрессов.

Помимо физиологических и патологических стрессовых раздражителей, И.А.Аршавский вводит понятие диссипаторов, т.е. таких воздействий среды, которые не вызывают реакции адаптивного напряжения и тем самым снижают адаптивные возможности. Это избыточное питание, гиподинамия, высокая температура среды. Сюда же можно отнести нехватку сенсорной стимуляции.

Перейти на страницу: 1 2 3