Гигиена и окружающая среда

Экология младенчества » Как с ними обращаться? » Гигиена и окружающая среда


Гигиена преследует цель обеспечения внешних и внутренних условий, благоприятных для организма. Гигиеной мы создаем такие условия, при которых вредоносные для нас факторы не превышали бы некоторого безопасного уровня.

Гигиенические действия совершают даже животные. Они вычищают норы, облизывают свою шерсть, купаются в водоемах.

Во многом неестественные условия нашей жизни (большая плотность проживания людей, массовое производство продуктов питания и т.д.) требуют и особых гигиенических мероприятий.

Однако характерная особенность сегодняшней жизни – это страх перед окружающими нас болезнетворными и вредными факторами, вызываемый воспитываемой с первых дней жизни установкой: мир полон опасностей, он постоянно чем-то нам угрожает. И, конечно же, наибольшей опасности подвергаются новорожденные и грудные дети.

Да, действительно, опасностей вокруг нас немало. От каких-то мы должны себя ограждать, другие преодолевать своей внутренней силой и знанием. Но все чаще опасным считается то, что таковым не является. Многочисленные "нельзя" относительно новорожденных и грудных детей предполагают защиту их от этого опасного мира. Не закладывает ли это также с самого раннего детства психологию отчуждения от природы и страха перед ней, порождая стратегию выживания и агрессивного ее "покорения"? И одновременно стратегию методического самоуничтожения в виде вредных привычек и отравления среды своего собственного обитания?

Именно факторы, созданные человеком в процессе его деятельности, наиболее опасны для детей. Это загрязненность воздуха выхлопными газами и выбросами предприятий, загрязненность воды, особенно соединениями тяжелых металлов, повышенная радиация, наличие в пище различных искусственных химических соединений, используемых при производстве продуктов питания, большое количество нитратов в овощах и фруктах и т.д. К этим факторам дети не приспособлены эволюционно и, сталкиваясь с ними, часто проявляют повышенную реактивность организма. От этих факторов малыша нужно стараться оберегать.

Однако беда в том, что в должной мере это практически невозможно. Единственным средством защиты ребенка остается повышение его внутренних резервов, достигаемое максимальным созданием естественных условий развития, физической культурой и закаливанием. Экология сегодняшних больших городов такова, что без этого просто невозможно, чтобы ребенок был здоров. Это нужно понять родителям, испытывающим страх перед холодной водой и физическими нагрузками.

Часто можно слышать, что ребенок, мол, сам привыкает, адаптируется к этим вредным факторам и становится к ним менее восприимчивым. Это не совсем так. Ребенок действительно адаптируется и с возрастом перестает проявлять бурные реакции организма. Но эти воздействия носят характер патологических стрессоров, и малыш расплачивается за адаптацию к ним снижением своих внутренних резервов и, как следствие, болезнями.

Вот по отношению к подобным факторам мы должны соблюдать "тепличность" в первое время жизни. Гуляйте с ребенком вдали от шоссе и заводов, лучше в парках или в лесу. Закрывайте окна и форточки, почувствовав нехорошие запахи. Кормящей матери следует избегать продуктов с химическими добавками и нитратами. Воду для питья отстаивайте в банке около суток. Избегайте контакта малыша с бытовыми химическими веществами.

Но "тепличные" условия относительно естественных природных факторов, вызывающих физиологический стресс, приводят только к ослаблению организма и неспособности его противостоять вредным продуктам нашей цивилизации.

Много сомнений и тревог вызывают у некоторых родителей домашние животные, особенно собаки и кошки. Допустимы ли они в доме вместе с новорожденным и грудным ребенком? Можно ли заводить кошку или собаку во время беременности?

Если мы немного задумаемся, то эти вопросы покажутся странными. Все зависит от вашего отношения к домашним животным.

Ваша кошка или ваша собака – это ваши "приемные дети". А может ли какой-нибудь ребенок быть лишним? Они во многом и похожи на детей. Во-первых, они привязаны к хозяевам, даже если последние не всегда с ними ласковы. Во-вторых, недаром говорят, что "каждый хозяин похож на свою собаку", хотя, конечно, следует говорить наоборот.

Итак, у наших животных мы можем поучиться безусловной любви. А также увидеть в них свое отражение.

Если вы ожидаете рождение ребенка, и у вас есть домашние животные, то тренируйтесь понимать ваших детей. Животные предоставляют прекрасную возможность поучиться общению без слов. Посмотрите, как они чувствуют ваши эмоции, как реагируют на ваши действия. Попытайтесь чувствовать их так же, как они вас. Ведь для маленького ребенка способ общения с родителями – это язык непосредственной передачи эмоционального состояния. Понимание усиливается с помощью прикосновения. Прикосновение, телесный контакт – это главный способ, которым вы можете общаться с ребенком. Учитесь этому у своих животных.

Перейти на страницу: 1 2 3