В Швеции еще не знали, что крепость Ниеншанц пала. На помощь оборонявшимся спешила шведская эскадра. Она вошла в Неву и стала на якорь. Об этом стало известно Петру I. Он принял смелое решение — напасть внезапно на врага.
7 мая в пасмурную погоду 30 лодок с русскими солдатами отчалили от берега. Командовал ими сам царь. Лодочная флотилия подошла к шведским кораблям и атаковала их. Удар был стремительным и неожиданным. Растерявшиеся шведы сперва отбивались, потом пытались уйти в море. Но было поздно. Начался рукопашный бой, и русские захватили оба судна. Это была небывалая победа: сухопутные войска овладели боевыми кораблями! Все русские солдаты и офицеры, принимавшие участие в сражении, за бесстрашие и мастерство были награждены золотыми медалями. В память о необычайной победе была выбита медаль с надписью: «Небываемое бывает».
Основание Петербурга
.Однажды майским днем по Неве медленно двигалась флотилия небольших шлюпов. В одном из них сидел царь Петр I: он выбирал место для закладки русской крепости на Неве. Сделать это оказалось нелегко: кругом топи, болота, протоки. Выбор пал на Заячий остров. Находился он недалеко от моря. Два рукава Невы окружали остров водой. Они создавали естественную преграду для неприятеля.
16 мая 1703 года здесь заложили крепость. Ее назвали Санкт-Петербург. Через некоторое время это название перешло на город. По названию построенной здесь церкви Петра и Павла крепость стали именовать Петропавловской.
За сооружением крепости следил сам царь и все время торопил: быстрее, быстрее! Работы велись спешно. Первыми строителями были солдаты. Но рабочих рук не хватало. Тогда царь издал указ прислать 40 тысяч работных людей. Уже осенью 1703 года на Заячьем острове трудилось несколько тысяч землекопов. Строящемуся вокруг крепости городу нужны были не только землекопы. Требовались и специалисты, мастера своего дела. По указу Петра I их переводили с семьями «на вечное жительство». И опять шли по дорогам московские да киевские кузнецы, новгородские плотники, вологодские столяры, казанские штукатуры и литейщики. Им ставили избы, отводили места под огороды и усадьбы. Именно они составили основную часть трудового населения нового города.
Тысячи людей возводили его. В 1703 году на строительстве крепости и города трудилось около 20 тысяч работных людей. За строительством крепости наблюдали сподвижники Петра I А. Д. Меншиков, Г. И. Головкин, Н. М. Зотов, Ю. Ю. Трубецкой, К. А. Нарышкин. Их именами названы крепостные бастионы. Один из них назван Государев: за его возведением наблюдал сам Петр I.
1 апреля 1704 года на Государевом бастионе был зажжен фонарь —«маячный огонь». Это означало, что строительство крепости окончилось. Но работы продолжались. Земляные валы оказались не очень прочной защитой. И с 1706 года крепость стали перестраивать. В болотистую землю вгоняли тысячи свай, а на них укладывали камни. Каменное строительство Петропавловской крепости растянулось на многие десятилетия.
Одновременно с началом строительства крепости неподалеку от нее, на Березовом острове, для Петра I солдаты за три дня срубили небольшой домик из сосновых тесаных бревен. Его раскрасили под кирпич. В доме было три комнаты: кабинет, столовая и спальня, а также сени. Стены прорезаны широкими окнами. Печей не было: в холодные дни комнаты обогревались жаровней с углями. Дом царя стал первым в будущем городе.
Днем рождения нашего города—16 мая по старому стилю (27 мая по новому стилю)— считается закладка крепости на Заячьем острове.
Домик-музей Петра I— единственное деревянное здание города, сохранившееся со времени его основания. В 1844 году для сохранности дом обнесен каменным футляром (архитектор Р. И. Кузьмин). С 1930 года в домике открылся музей. Его экспозиция знакомит с основными этапами Северной войны и первыми годами строительства Петербурга.
Самое высокое место нашего города — Поклонная гора (42 м высоты).
Длина Невы — 74 километра. Средняя ее глубина — 8—11 метров. Самое глубокое место — напротив Арсенальной улицы — 24 метра. Средняя ширина реки — 400—600 метров. Самое широкое место — 1250 метров — у Невских ворот Торгового порта.
Перейти на страницу: 1 2 3
|