Учитывая большую распространенность отмеченных неблагоприятных для здоровья эффектов, низкую информированность государственных органов всех уровней о степени опасности для здоровья, связанной с присутствием в окружающей среде антропогенных факторов, практически полную незащищенность населения, проживающего в неблагоприятных условиях окружающей среды, целесообразно при определении политики развития здоровья выделить следующие три основных подхода:
· создание на различных государственных уровнях единой системы контроля качества окружающей среды и оценки последствий для здоровья населения;
· разработка и реализация технико-технологических и природоохранных программ, направленных на минимизацию риска для здоровья населения, связанного с приоритетными антропогенными факторами окружающей среды;
· создание социально-экономических, физических условий поддержки здоровой окружающей среды и коррекции неблагоприятных изменений здоровья, вызванных действием антропогенных факторов.
Проведение соответствующих работ по указанным направлениям позволит с наименьшими экономическими затратами достичь заданного уровня качества окружающей среды, при котором риск развития неблагоприятных эффектов для здоровья населения будет минимизирован, а возникшие первичные неблагоприятные изменения будут скорригированы профилактическим вмешательством. Ожидается существенное снижение числа случаев нарушения детородной функции и постнаталь-ного периода развития, распространенности неинфекционных заболеваний и в первую очередь сердечно-сосудистых, легочных заболеваний, болезней печени, особенно среди детей.
Антропогенная нагрузка в условиях концентрации промышленного потенциала в ряде регионов и городов России давно перешла все допустимые пределы, а рост промышленного производства, сопровождающийся увеличением городского населения, компактно проживающего в промышленных зонах на ограниченных территориях, приводит к увеличению доли людей, подвергающейся вредным воздействиям.
Создание комплексной программы оздоровления требует подробного анализа состояния среды обитания и здоровья населения, без которого не могут быть выделены приоритетные направления деятельности, сформулированы основные критерии направлений оздоровления и конкретные задачи по созданию и поддержанию здоровой окружающей среды.
При разработке комплексной программы оздоровления целесообразно широко использовать международный опыт, в частности, опыт европейских городов и США, международные проекты ВОЗ: "Здоровье для всех", "Здоровье города", программы сотрудничества Американского международного союза здравоохранения и другие.
В качестве примера схожести задач, стоящих перед российскими городами и городами других стран, можно привести некоторые пункты проекта ВОЗ "Здоровые города", являющегося средством проведения в жизнь стратегии "Здоровье для всех" и отвечающего на вопрос о том, что является конечной целью программ оздоровления (в широком смысле этого понятия).
Согласно определениям ВОЗ, признаками "здорового города" являются:
• чистая, безвредная, оптимальная внешняя среда;
• устойчивая экосистема;
• достаточный уровень социального развития;
• высокая степень участия населения в принятии решений, от которых зависит его жизнь, здоровье и благополучие, контроль над этим решениями;
• удовлетворение основных потребностей (в пище, воде, жилье, уровне дохода, безопасности и работе) всего населения города;
• доступность самых разнообразных средств саморазвития, организации досуга, возможность широких контактов, сотрудничества, общения;
• разветвленная, жизнеспособная экономика, использующая новейшие достижения науки и техники;
• поощрение интереса к истории, к культурному наследию и этническим корням жителей города, а также других людей и групп;
• структура управления, совместимая со всем перечисленным выше и помогающая этого достичь;
• оптимальный уровень общественного здоровья в городе и доступные для всех медицинские службы;
• высокие количественные показатели здоровья и низкие - по заболеваемости.
Концепция "здорового города” означает процесс, а не результат.
На основе общих идей проекта ВОЗ "Здоровые города" город самостоятельно разрабатывает собственные, местные проекты. Их основные черты следующие:
Перейти на страницу: 1 2 3
|