Статья 12 регламентирует полномочия граждан в области охраны окружающей природной среды. В ней более конкретно изложены основные права граждан, закрепленные в Конституции, применительно к области охраны окружающей природной среды.
Статья 13 определяет круг полномочий общественных организаций. Эти полномочия совпадают с полномочиями граждан, однако, нужно обратить внимание на два дополнительных очень важных момента: общественные организации имеют право требовать назначения государственной экологической экспертизы и рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе. И, наконец, еще один раздел Закона, раздел V - "Государственная экологическая экспертиза". Рассмотрим наиболее важную статью этого раздела: статью 36 - "Обязательность государственной экологической экспертизы".
Здесь нужно хорошо запомнить следующее. Государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения. Используя это требование закона, получив информацию о решении о строительстве какого-либо объекта или реализации любого другого вида деятельности, можно потребовать у авторов решения сведения о том, имеется ли положительное заключение государственной экспертизы, полученное до принятия решения.
И второе требование этой статьи: финансирование и осуществление работ по всем объектам и проектам производится только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Таким образом, если положительное заключение государственной экологической экспертизы отсутствует, то, опираясь на приведенные требования статьи 36, можно требовать отмены незаконного решения, прекращения строительства и финансирования.
Необходимо знать и уметь использовать Федеральный Закон РФ "Об экологической экспертизе", вступивший в силу 30 ноября 1995 г. Вот его основные положения.
Очень важно само понятие экологической экспертизы, оно сформулировано в статье 1. Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта.
Закон "Об экологической экспертизе" указывает на то, что установление соответствия экологическим требованиям производится не только в отношении хозяйственной деятельности, а в отношении и любой другой.
Необходимо запомнить и принципы экологической экспертизы, закрепленные в статье 3. Наиболее важные из них: презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; и принцип, закрепленный ранее Законом "Об охране окружающей природной среды" и повторенный в Законе "Об экологической экспертизе" - обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта государственной экологической экспертизы.
Особое внимание хотелось бы уделить недавно принятому Федеральному закону РФ "Об отходах производства и потребления".
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В Главе III данного закона перечислены основные требования
к проектированию, строительству, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов;
к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов;
к объектам размещения отходов;
к обращению с отходами на территориях городских и других поселений;
к обращению с опасными отходами и другие.
Автор считает необходимым отметить важность Главы V - экономическое регулирование в области обращения с отходами - поскольку какими бы жесткими не были административные меры, нельзя забывать об эффективности экономического регулирования.
Перейти на страницу: 1 2 3
|