Многие из упомянутых проблем связаны с недостаточным вовлечением местных сообществ в управление лесными ресурсами. В советское время лесные ресурсы управлялись из центра, и сёла вокруг лесных ресурсов также управлялись централизованно. И в настоящее время мотивация у местных жителей быть вовлечёнными в управление лесами малая. У людей нет определённых долгосрочных прав на собственность лесных угодий и почти нет экономических стимулов. Государственное лесное агентство функционирует неэффективно при новых рыночных условиях. Управление нацелено вниз при недостаточной ответственности низов. Всё это приводит к неэффективному управлению лесными ресурсами.
Недостаёт как государственных, так и частных мелких местных предприятий по переработке леса и лесной продукции. В настоящее время отсутствует действенное законодательство, поддерживающее частные или государственные учреждения, перерабатывающие лесную продукцию.
Стратегия и цель сектора.
Устойчивость лесных экосистем является первостепенной целью государства для сохранения всех благ, предоставляемых лесами. Это значит, что необходимо поддерживать целостность природных лесов, их структуры, состава, экологических характеристик с учётом их особенностей относительной недоступности, хрупкости, средоточием биоразнообразия и пр.
Достижение данной цели не является чисто технической проблемой. Решение данной сложной проблемы вовлекает фермерские хозяйства (системы) и социально-экономический компонент, политические и государственные структуры. Цель может быть достигнута только тогда, когда выгоды лесов и их устойчивое использование перевесят издержки людей, живущих рядом или около них. Выгоды должны быть в равной степени распределены между теми акционерами, которые контролируют данную лесную территорию. Это является основой для любой осуществимой стратегии лесопользования.
Население, живущее рядом или имеющее относительно свободный доступ к лесным районам, должно быть активно вовлечено в управление этими горными ресурсами. Должно быть выработано осознание прямой и косвенной ценности леса и требований по его защите. Права и обязанности должны быть согласованы между государственным агентством по лесу и местным сообществом, при условии, что местные сообщества будут обладать соответствующими возможностями, влиять на управление лесами.
При существующих административных и законодательных условиях, эта финальная цель пока далека от воплощения в жизнь. Но все действия, изложенные ниже, должны быть использованы. Следует заметить, что полная приватизация лесов неуместна, хотя и рекомендуется перевести некоторые аспекты производства из Лесхоза сообществам и частным предприятиям. Правительственное агентство выполняет государственные контрольные функции, а местные сообщества должны быть заинтересованы в использовании и защите лесов.
Полный запрет рубки не является адекватным для развития национального лесного хозяйства и даже не является адекватным для защиты лесных ресурсов. Кыргызстан мог бы значительно сократить импорт леса из за рубежа, посредством рубки своего собственного леса, не только без вреда для лесных ресурсов, но и с увеличением производительности последних и с соблюдением принципов их устойчивого использования.
Возможные действия.
Система управления. Государственное Агентство по лесному хозяйству и лесхозы должны продолжать функционировать, приспособляясь к новым экономическим требованиям. Это уже началось благодаря поддержке Швейцарского проекта Lesic, который является первым лесным проектом в Центральной Азии.
Децентрализация структуры управления, планируемая Lesic, позволит отдельным лесхозам проводить независимую экономическую деятельность и сохранять основную часть дохода для повторного инвестирования в лесную деятельность. Все действия будут находиться под наблюдением центральной администрации.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|