В гидротехнической практике известны различные методы борьбы с заилением, включая регулирование водоразделов, промыв наносов, землечерпательные работы.
Задачи собственников и органов надзора по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
В настоящее время, когда организации осуществлявшие проектирование, авторский надзор за состоянием крупных гидротехнических сооружений после развала СССР оказались за пределами Кыргызстана, когда ряд гидротехнических узлов и сооружений становятся собственностью определённых владельцев, вопрос об их безопасности встал особенно остро.
Местные органы управления при обеспечении безопасности гидротехнических сооружений зачастую даже не знают, кому принадлежат плотины и водохранилища. В этой ситуации собственник не осуществляет элементарного, с минимальными затратами, ухода за плотиной, и доводит её состояние до предаварийного, критического, а затем ставит вопрос об отсутствии финансовых ресурсов для производства ремонтных работ, и требует денег из бюджета.
В этой связи давно назрела необходимость принятия Закона о безопасности гидротехнических сооружений. Подобные законы приняты во всех развитых странах, в том числе и в России. 23 июня 1997 г. Государственной Думой принят Федеральный Закон о безопасности гидротехнических сооружений. Этот закон, как и пакет нормативных документов к нему, был разработан специалистами МЧС и Госгортехнадзора России.
Федеральный Закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций.
В США законодательство по безопасности плотин создавалось на протяжении 70 лет с 1928 г. под влиянием получивших широкую огласку случаев прорыва и разрушения плотин. В нём детально разбирается планирование и осуществление экстренных мероприятий, причины и характер аварий, меры противодействия, карты затопления, предупреждение властей и населения, эвакуация, мобилизация сил гражданской обороны в случае прорыва плотин.
Безопасность плотин должна явиться предметом заботы в Кыргызстане не только потому, что их много, но и потому, что некоторые из них были сооружены несколько десятков лет назад и не отвечают современным инженерным требованиям, особенно если учесть повышенную сейсмическую активность территории республики. Кроме того, не все плотины содержались и содержатся как полагается, и состояние многих из них неудовлетворительное и будет ухудшаться год от года, если не принять соответствующие инженерные, технические и организационно-юридические меры.
Подтопление территорий.
Подтопление – повышение уровня подземных вод (УПВ) и увлажнение грунтов зон аэрации, приводящие к нарушению хозяйственной деятельности на данных территориях, изменению физических и физико-химических свойств подземных вод, преобразованию почвогрунтов, видового состава, структуры и продуктивности растительного покрова, трансформации мест обитания животных (СНИП 2.06.15-85). Подтопление застроенных территорий подземными водами – это наиболее массовый инженерно-геологический процесс, который наносит ощутимый материальный, экологический и социальный ущерб.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8
|