Решающими факторами становления и функционирования экологического права являются: во-первых, социально-экологический кризис
(объективный фактор) и, во-вторых, государственная экологическая политика
(субъективный фактор).
Социально-экологический кризис
представляет собой совокупность состояний и изменений окружающей среды, ее компонентов и связей между ними, характеризующуюся стабильным ухудшением и возрастанием угроз человеку и природе. Он оценивается в разных масштабах: как глобальный, национальный, региональный. Выделяют такие проявления социально-экологического кризиса, как истощение природных ресурсов, ухудшение их качества и снижение потребительной ценности, ухудшение условий жизнедеятельности человека, состояния здоровья людей под воздействием факторов среды обитания, возникновение угрозы жизни (живым организмам, включая человека).
В качестве проявления (или направления усугубления)
социально-экологического кризиса обозначают:
– разрушение озонового слоя;
– изменение климата;
– гибель тропических лесов;
– повышение уровня вод Мирового океана;
– изменение температурных характеристик в отдельных районах Земли;
– засорение космического пространства;
– загрязнение окружающей среды всех видов, т. е. химическое, радиационное, биологическое;
– исчезновение видов животных и растений, т. е. снижение биоразнообразия;
– ухудшение качества атмосферного воздуха в результате антропогенных нагрузок в промышленных районах и городах и трансграничного переноса вредных веществ;
– снижение запасов пресной воды в отдельных регионах земного шара;
– масштабное потребление невозобновляемых природных ресурсов;
– перепроизводство отходов;
– появление новых заболеваний человека, животных и растений, их генетические изменения и т. п.
Многие из названных факторов осознаны и учитываются при принятии правотворческих и правореализационных решений.
Государственная экологическая политика
– это совокупность решений и действий, осуществляемых уполномоченными органами власти и управления в области охраны окружающей среды в масштабах государства по различным направлениям, а также используемых для этого правовых и лежащих вне сферы права способов и средств.
Смежным с понятием государственной экологической политики является понятие экологической функции государства
. Это деятельность по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, а также деятельность, направленная на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощений, на охрану окружающей среды от деградации ее качества, охрану экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.
В сфере права в настоящее время государственная экологическая политика РФ характеризуется формированием законодательной и нормативной базы охраны окружающей среды и природопользования, установлением ответственности за нарушение требований экологического правопорядка и безопасности, созданием специализированных природоохранительных и правоохранительных структур, участием в международных и межгосударственных мероприятиях по охране окружающей среды и другими показателями.
|