Москва сравнительно недавно стала осознаваться как мегаполис, со всеми присущими ему особенностями и противоречиями. Преобразование ее в один из крупнейших мегаполисов (причем самый северный из всех существующих сегодня в мире) произошло настолько стремительно, что целый ряд проблем, закономерно свойственных урбанизации, приобрел здесь особо драматический характер.
В случае с Москвой речь идет даже не просто о мегаполисе, а о формировании московской агломерации - такие города, как Химки, Мытищи, Балашиха, формально оставаясь вне пределов Москвы, давно уже стали фактически ее частью. В агломерацию входят также более 30 других городов и рабочих поселков; одновременно произошел стремительный рост численности населения: здесь, на территории Московского региона, составляющего 0,3% площади страны, сосредоточилось почти 10% ее населения (в 1989 году этот процент по отношению ко всем жителям Российской Федерации составлял 6%).
Динамичная урбанизация привела к увеличению экологического риска и значительному экономическому ущербу, наносимому окружающей среде. Сегодня уже стало очевидным, что в городе сформировалась качественно новая санитарно-экологическая ситуация, определяющей чертой которой является высокая концентрация антропогенных факторов, отрицательно воздействующих в том числе и на состояние зеленых насаждений.
Особенно наглядно кризисные явления в состоянии растительности проявились впервые в 1996 году, когда, по данным Государственного доклада "О состоянии окружающей природной среды Москвы в 1996 году", была установлена гибель 250 тысяч деревьев, из них 6,5 тыс. - вдоль основных магистралей. Как показал анализ результатов вырубки 40 тысяч засохших деревьев в 1997 году, причинно-следственные закономерности имеют сложный многовариантный характер, что осложняет не только анализ механизма воздействия антропогенных факторов, но "и возможности принятия предупредительных мер, а также не дает оснований для оптимистических прогнозов.
Негативное влияние загрязненности воздуха несомненно относится к числу основных антропогенных факторов ослабления зеленых насаждений. Это подтверждается прежде всего данными о состоянии зеленых насаждений в посадках, прилегающих к магистралям, что, в свою очередь, коррелирует с данными о динамике увеличения числа автомобилей в городе; число автомобилей за последние 5 лет возросло почти в два раза.
С автомобилизацией связана и проблема загрязнения придорожной полосы почвы ингредиентами противогололедных смесей, интенсивно используемых в городе в последние годы.
Тем не менее Москва и сегодня продолжает оставаться одной из самых озелененных столиц мира - на одного человека здесь приходится около 17 м2 зеленых насаждений. Общая площадь зеленых насаждений в городе составляет около 45 тыс. м2 - почти 30% городской территории. Их многофункциональная значимость общеизвестна. Не менее известно и то, что сохранение и увеличение площадей зеленых насаждений, изменение качественного состава городских посадок - парков, садов и т. д. - один из самых эффективных и сравнительно недорогостоящих методов регулирования качества окружающей среды в целом в условиях мегаполиса.
Понимание актуальности этой проблемы находит отражение в том внимании, которое традиционно уделяют власти города содержанию зеленого хозяйства. Так, в последние два года были предприняты решительные меры по сохранению и восстановлению зеленых насаждений. В августе 1996 г. правительством Москвы было принято постановление ? 671 "О мерах по улучшению состояния зеленых насаждений Москвы", где впервые отмечалась необходимость осуществления мониторинга состояния зеленых насаждений. Тем же приказом были учреждены специальный научно-методический совет для методологического руководства работами по созданию системы мониторинга.
|