Зона чрезвычайной экологической ситуации
– участок территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных (ст. 58 Закона РСФСР от декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды»).
Порядок объявления режима зоны экологического бедствия определяется законодательством о зонах экологического бедствия. Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается Федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Согласно ст.1 Федерального закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация
– это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварий, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Элементы чрезвычайной ситуации:
– наличие угрозы (реальной, потенциальной, неизбежной, чрезвычайной);
– последствия (необратимые, существенные, устойчивые, отрицательные);
– необходимость принятия дополнительных мер для ликвидации, предотвращения, смягчения последствий.
Чрезвычайная ситуация классифицируется по следующим основаниям:
1) по источнику возникновения
– внешние, внутренние, межнациональные конфликты, массовые беспорядки, блокада отдельных местностей, стихийные бедствия, крупные аварии;
2) по последствиям
– вызвавшие необратимые, долговременные, временные, существенные последствия либо социально-политические, экономические, экологические и иные последствия;
3) по степени остроты
– реальные и потенциальные, требующие введения чрезвычайного положения немедленно и без предупреждения либо с соблюдением более продолжительной процедуры;
4) по скорости развития
– ситуации взрывного характера, быстротекущие, вялотекущие;
5) по сфере проявления
– техногенные, экологические, природного, биогенного и фитогенного характера;
6) по масштабам
– глобальные и локальные;
7) по происхождению
– природные и техногенные;
8) в зависимости от нескольких показателей, взятых комплексно (размеров ущерба, количества пострадавших, границ распространения поражающих факторов) чрезвычайные ситуации делятся на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные.
Органами, уполномоченными в области управления, контроля и надзора за чрезвычайными экологическими ситуациями, являются
: МЧС, геофизическая служба, сейсмическая служба Минобороны России, служба мониторинга геологической среды МПР России, Росатом России, службы геодинамических наблюдений Минпромэнерго России, службы инженерно-сейсмометрических наблюдений Росстроя России, службы контроля деформации земной поверхности Роскартографии, Росгидромет.
|