В данной области особое внимание специалистов в первую очередь привлекают вопросы торговли квотами
на добычу водных биоресурсов, на вредные выбросы, лесные и другие аукционы и т. д., а также проблема незаконной торговли окружающей средой
.
Квотирование
по своей юридической природе производно от института изъятия объектов из окружающей среды, которое регулируется с административно-правовой позиции, на основе экологических соображений, но имеет ярко выраженную экономическую окраску.
Квоты на вылов (добычу) водных биоресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ ежегодно утверждаются Правительством РФ в пределах установленных общих допустимых уловов по районам вылова (добычи) и видам водных биоресурсов.
Квоты квалифицируются по субъекту; целям добычи; юридическим основаниям добычи на предоставляемые:
– иностранным государствам в соответствии с международными соглашениями и решениями Четырехсторонней комиссии по водным биоресурсам Каспийского моря;
– для использования в научных, контрольных и рыбоводных целях на основании научных программ и планов ресурсных исследований;
– промышленные квоты на вылов, выделяемые субъектам РФ, территории которых прилегают к морскому побережью, для распределения между поставщиками рыбного сырья на рыбоперерабатывающие предприятия, расположенные на территории РФ, или для реализации продукции в России;
– промышленные квоты на вылов для продажи на аукционной основе.
Общие допустимые уловы
– это количественный показатель возможного изъятия объектов промысла, устанавливаемый исходя из состояния водных биоресурсов в целях обеспечения сохранения биоразнообразия животного мира и способности водных биоресурсов к воспроизводству и устойчивому существованию.
Общие допустимые уловы водных биоресурсов устанавливаются для внутренних пресноводных водоемов, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ, Азовского и Каспийского морей и низовий впадающих в них рек.
Лимиты
представляют собой экономико-правовой инструмент, носят индивидуально выраженный характер, рассчитываются применительно к конкретному случаю, ситуации, воздействию на основе установленных нормативов. При определении лимитов учитывается характеристика, параметры объекта, а также особенности экологической обстановки территории, на которой расположен объект.
Незаконная торговля
– это процесс, который имеет некоторую собственную инфраструктуру, включающую в себя наличие неявной нелегальной капитализации деятельности и финансирования, контроль над компонентами окружающей среды с их территориальной привязкой, организационные структуры, занимающиеся добычей, производством, пересылкой (транспортировкой), сбытом, обеспечением безопасности.
Незаконная коррумпированная торговля окружающей средой
влечет за собой три группы негативных последствий:
– резкое ухудшение состояния окружающей среды, включая исчезновение различных видов флоры и фауны, истощение ресурсов, загрязнение природы;
– разрушение законной конкуренции на рынке;
– падение авторитета и эффективности государственного управления за счет его коррумпирования.
|