Из рассмотрения закономерностей взаимодействия человека и природы, в качестве очевидного факта следует закономерная смена социальных и экономических условий развития общества по мере освоения человеком природных ресурсов, овладения им энергией и законов развития природы. Последовательная смена во времени кризисных экологических и взаимосвязанных с ними, социально-экономических ситуаций периодами относительного экологического благополучия на новом уровне использования природных ресурсов и, отсюда, социально-экономической стабильности, порождает оптимистическую мысль о всемогуществе человеческого разума и, соответственно, возможности преодоления также и предстоящих кризисов.
Действительно, когда перед древними, увеличивающимися в численности, племенами и общинами людей возникла проблема нехватки ресурсов, дарованных природой в виде диких животных и съедобных растений, пережив труднейшие времена приспособления к новым условиям, люди одомашили животных, овладели скотоводством, земледелием, ирригацией, обеспечив, тем самым, дальнейшую возможность существования и развития.
Сошлемся на Л.Н.Гумилева, затрагивающего вопросы взаимосвязи этносов с географическими условиями, в частности - освоение первыми земледельцами долины р. Нила. Он, пишет: "Согласно исследованиям Брукса, во время вюрмского оледенения (от 70 до 11 тыс. лет назад, прим.авт.) атлантические циклоны проходили через Северную Сахару, Ливан, Месопотамию, Иран и достигали Индии. Тогда Сахара представляла собой цветущую степь, пересеченную многодневными реками, полную диких животных: слонов, гиппопотамов, газелей, диких быков, пантер, львов и медведей. Изображения этих животных до сих пор украшают скалы Сахары и даже Аравии и выполнены представителями современного человека вида Нomo saрiens. Постепенное усыхание Сахары в конце IV тыс.л. до н.э.связанное с перемещением направления циклонов на север, привело к тому, что древние обитатели Сахары обратили внимание на болотистую долину Нила, где среди дикорастущих трав по краям долины произрастали предки пшеницы и ячменя. Неолитические племена освоили земледелие, а в эпоху освоения меди предки египтян приступили к систематической обработке земель в пойме Нила. Процесс закончился объединением Египта под властью фараонов. Эта власть базировалась на огромных ресурсах уже преобразованного ландшафта, который впоследствии принципиальных изменений не претерпел, за исключением, конечно, архитектурных сооружений: каналов, плотин, пирамид и храмов, являющихся, с нашей точки зрения, антропогенными формами рельефа" (1993, с. 69).
В последующем, когда освоение новых земель для сельского хозяйства оказались крайне ограничено, а старые земли в значительной мере истощены, люди освоили новые виды почвообрабатывающих механизмов, энергетических источников и минеральные удобрения и, используя инсектициды и новые приемы агротехники, совершили "Зеленую революцию", значительно усилив биологическую продуктивность искусственных биоценозов или адекватную им урожайность.
Казалось бы, весь опыт развития человечества говорит о том, что по мере совершенствования наших знаний законов природы и технических средств овладения природными ресурсами, человек все более отрывается от природы, а его зависимость от нее неизменно снижается. Покорение природы - вот достойная, воспетая в песнях и многих произведениях цель, ради которой массы людей шли на великие стройки века, ради которой была построена БАМ. Цель, казалось бы теоретически осмысленная, во всяком случае начиная со времен М.Ломоносова, заявившего о прирастании Сибирью могущества России.
Однако, как точно отмечает Л.Н.Гумилев, "Как бы ни была развита техника, все необходимое для поддержания жизни люди получают из природы. Значит, они входит в трофическую цепь, как верхнее, завершающее звено биоценоза населяемого ими региона. А кроль скоро так, то они являются элементами структурно-системных целостностей, включающих в себя, наряду с людьми, домесикаты (домашние животные и культурные растения, лат.), ландшафты, как преобразованные человеком, так и девственные, богатства недр, взаимоотношения с соседями - либо дружеские, либо враждебные, ту или иную динамику социального развития, а также то или иное сочетание языков (от одного до нескольких) и элементы материальной и духовной культуры. Эту динамическую систему можно назвать этноценозом. Она возникает и рассыпается в историческом времени, оставляя после себя памятники человеческой деятельности, лишенные развития и способные только разрушаться, и этнические реликты, достигшие фазы гомеостаза" (1990, с.16-17).
Отсюда напрашивается вопрос: ослабевает ли со временем и развитием научно-технического прогресса зависимость людей от природы и использования природных ресурсов или происходит обратный процесс - усиления этой зависимости?
Однако, при обсуждении этого вопроса следует определить грани этой зависимости. Очевидно, что какие то из них будут иметь непосредственное проявление, иные - опосредованы через использование природных ресурсов и экологическое состояние природной среды. Можно представить себе такой ряд причинно-следственных связей:
Перейти на страницу: 1 2 3
|