И вот тепеpь, в пpоцессе фоpмиpования новых экономических отношений основывающихся на pынке, а значит на обмене пpодуктов тpуда, а не отчетов об этих пpодуктах, столкнувшись с почти неупpавляемой ситуацией в пpоизводстве, в отношении к пpоизводительному тpуду, пpоизводственной дисциплине, мы пожинаем плоды бездуховности и безкультуpия, взpащенные в минувшие годы репрессий и застоя, и начинаем понимать, что духовность, нравственность культуpа, как и наука, на деле оказывается заметной, а может быть - основной частью пpоизводительных и, надобно добавить, антиразрушительных сил общества. Мы снова говоpим о духовности, как важнейшей сфеpе общественного самосознания, о необходимости ее возpождения. Hа стpаницах газет появляются почти забытые слова: "Честь, поpядочность, совесть - это качества, котоpыми доpожить нужно так же, как мы доpожим своим здоpовьем, ибо без этих качеств и человек не человек . Тpевоги, совести .Они подсказывают, учат, они помогают не наpушать этических ноpм, сохpанять достоинство - достоинство нpавственно живущего человека." Слова эти пpинадлежат узнику Соловков, академику Д.С.Лихачеву, всю свою жизнь писавшему о духовности, культуpе, общечеловеческих ценностях.
Уместно задать вопрос, как следует понимать духовность общества и его членов, нравственность их поступков? Можно постулировать: духовно все то, что способствует упрочению и процветанию общества и каждого его члена. Безнравственно все то, что ухудшает состояние общества, разрушает его, ведет к деградации общественных отношений. Понимание этих основ духовности и нравственности приходит рано или поздно к любому обществу. Вероятно именно оно явилось важнейшей причиной ломки мировой колониальной системы, а если проанализировать состояние дел в Советском Союзе, то и его разрушении. Процветание общества определятся многими факторами, из которых важнейшими является безопасность его граждан и возможность удовлетворения ими материальных, социальных и культурных потребностей.
Сказанное позволяет, исключая элемент иррациональности, следующим образом сформулировать понятие духовности: духовность есть органическое сочетание в гражданах и обществе таких качеств (актуальных способностей), как честность, любовь, откровенность, искренность, доброта и доброжелательность, бескорыстие, милосердие, трудолюбие, любовь к природе и детям, уважение к женщине и старости, единство (как необходимый атрибут, препятствующий развитию противостояния между членам общества), а для верующих людей также вера.
Однако духовность - не есть только состояние. Это еще и процесс гармоничного развития духовных способностей человек и их постоянное поддержание на уровне, достаточном для принятия важнейших жизненных решений.
Однако реальность такова, что каждому из перечисленных компонентов духовности, нравственности отвечает адекватный по содержанию, однако противоположно ориентированный, антиподальный компонент бездуховности. Если попытаться перечислить их в той же последовательности, это будут: лживость, ненависть, замкнутость, ханжество, жадность, злопыхательство, корыстолюбие, жестокосердие, прагматическое отношение к природе и ее ресурсам, безразличие к детям, пренебрежение к женщине и старости, эгоцентризм, как превознесения интересов своего "Я" над общественными и атеизм, как воинствующее неверие или, в подавляющем большинстве случаев, неверие пассивное, без присущей атеизму агрессивности в отношении людей верующих.
Очевидно, что в реальном обществе, как и в большенстве его представителей, всегда существуют и те и другие компоненты и в определенных ситуациях и временных границах могут преобладать либо компоненты духовности, либо - бездуховности. Если "напряженность поля" всех компонентов духовности обозначить символом Дп, а напряженность поля бездуховности символом Бп, то степень духовно-нравственного состояния общества можно определить коэффициентом духовности, равным отношению напряженности соответствующих полей
|