В небольшой заметке, относящейся к 1922 году, под знаменательным заголовком "Об ответственности ученых", В.И. пишет: "Мы подходим к великому перевороту в жизни человечества, с которым не могут сравняться им все ранее пережитые. Недалеко время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь как он захочет .Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение? Дорос ли он до умения использовать ту силу, которую ему неизбежно должна дать наука?"
В.И.Вернадский не получил при жизни своей ответа на этот вопрос: он скончался 6 января 1945 года, ровно за пол-года до того, как 6 августа 1945 года была сброшена первая ядерная бомба и стало очевидно, что открывшаяся человече-ству могучая ядерная энергия оказалась направленной не на добро, а именно на самоуничтожение человечества. Однако и после первых атомных взрывов, этот феномен ядерной энергии не было понят до конца, понадобилась чернобыльская катастрофа, понадобилось противостояние и смерть ак.Андрея Дмитриевича Сахарова и отлучение от отечества идущих с ним физиков, чтобы коренным образом изменить отношение к перспективам ядерной войны. Сформировавшееся на этой основе "новое мышление", по существу еще раз подтвердило правильность старых идей, предельно четко сформулированныех В.И.Вернадским на заре нашего ядерного века, которыми, к сожалению, пренебрегли и ученые и политики планеты Земли.
И снова нельзя не вспомнить мысль В.И., что "Ученые не должны закрывать глаза на возможные последствия их научной работы, научного прогресса. Они должны себя чувствовать ответственными за все посследствия их открытий. Они должны связать свою работу с лучшей организацией человечества."
В короткой заметке "О роли личности в истории" читаем: "Вдумываясь в окружающую будничную жизнь, мы можем наблюдать в ней проявления основных идей и верований текущего и прошлого поколений, можем видеть постоянное стре-млние человеческой мысли покорить и поработить себе факты совершенно стихийного на вид характера. . Быстро исчезает человеческая личность, недолго относительно хранится любовь окружающих .но часто чрезвычайно долго в круговороте теку-щей, будничной жизни сказывается ее мысль и влияние [ее] труда" И далее -"Влияние идеи и мысли на текущую, будничную жизнь широко и постоянно; оно несколько веков становится сильнее и могущественнее"
Эти идеи становятся решающими аргументами высказанных ранее мыслей, имеющих прямое отношение уже к общественному развитию. "Общество тем сильнее, чем оно более сознательно, чем более в нем места сознательной работе по сравнению с другим обществом .Когда есть ряд человеческих обществ, и в этих обществах,годсударствах,в одних широко дана возможность мыслящим единицам высказывать, обсуждать и слагать свое мнение - а в других такая возможность доведена до - minimuma - то первые общества гораздо сильнее и счастливее вторых об-ществ .Если же в первых, сверх того, необходимые коллекти-вные поступки людей делаются на основании правильно состав-ленного мнения лучших людей, а во вторых [обществах] на ос-новании мнения случайного характера - людей случайных - то сила первых обществ еще более увеличивается".
Остается только сожалеть о том, что "Кремлевский мечтатель" на заре создания самого"справедливого для людей государства и общества" или не был знаком с идеями Вернадского или пренеберег ими, высылая за рубежи Российского государства или физически уничтожая лучших представителей отечественной интеллегенции, а его последователи, шли тем же верным коммунистическим путем.
Вот почему труды и мысли В.И.Вернадского долгое время были мало известны широкому кругу общественности, если не считать узких специалистов в области геологических и биологических наук. Выправить эту несправедливость, сделать мысль В.И.Вернадского действительно движущей силой научного прогресса и общественного развития - необходимое действо людей, почитающих себя культурными и интеллегентными, болеющими за судьбы России и ее народов. Эта возможность особенно доступна специалистам в области химии, биологии, биохимии, геологии, других естественно-научных дисциплин.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|