Для российских компаний в целом характерен милитаристский репрессивный стиль менеджмента. Он основан на поиске виновных и наказаниях, что приводит к разрыву доверия между руководством и сотрудниками предприятий. Такой подход создает атмосферу страха, непонимания, что отнюдь не способствует эффективному управлению. Работники предпочитают просто умолчать о существующих проблемах, а не искать и пытаться устранить их. Дисбаланс ответственности, полномочий и взаимодействия приводит к производственным войнам и баррикадам. Как говорится, «конструктор и технолог ненавидят друг друга семьями». Иными словами, во многих российских компаниях руководство (включая конструкторов и отдел планирования) привыкло ставить заведомо невыполнимые задачи, реально осознавая, что они будут выполнены в лучшем случае наполовину. Эта проблема особенно актуальна и для систем экологического менеджмента в связи с установкой и выполнением целевых и плановых экологических показателей. При этом руководство, ставя задачу, склонно резонно полагать, что чем выше требования оно установит, и чем строже будут карательные меры, тем более высокий результат оно получит в конечном итоге. В реальности все получается в точности наоборот. Исполнители (технологи, работники), прекрасно понимая нереальность запросов руководства, выполнят даже не половину, а лишь четверть задачи, а куда более значительную часть своей энергии потратят на выяснение отношений с руководством, на то, чтобы обосновать снижение требуемой нормы. Рано или поздно стороны приходят к компромиссу, причем исполнители, как правило, добиваются своего в силу того, что руководство обычно не владеет ситуацией и не может ее компетентно оценить.
В этом случае становится трудно понять, что реально творится на предприятии. Распоряжения отдаются в устной форме и легко могут корректироваться и не выполняться. Строится сложная и неповоротливая система, состоящая из компромиссов, балансов, противоречивых интересов, противовесов, прошлых обид, круговой поруки и нежелания что-либо менять по сути. При этом наблюдается странное копошение, когда люди думают одно, говорят другое и делают третье, восхищаясь собственной находчивостью и удивляясь низким результатам работы предприятия. Это так называемый «тройной стандарт», наиболее тяжелая «болезнь» российского менеджмента, а иными словами, просто бардак. Основным орудием в борьбе с «тройным стандартом» является принцип «Пишем то, что думаем; выполняем то, что записано». Этот принцип лежит в основе любой системы экологического менеджмента [6].
Можно сделать вывод, что для решения всех перечисленных проблем на предприятии необходимо провести структурную реорганизацию, полностью пересмотреть весь стиль управления, поставить цели для предприятия, в том числе и экологические, распределить ответственность, повысить компетентность всех сотрудников от руководства до простых работников. Пока этого не будет сделано, нельзя гарантировать, что предприятие способно добиваться успехов в экологической сфере.
В нашей стране традиционно всегда были очень сильны стереотипы и предубеждения против всего нового и прогрессивного. Не обошлось без этого и в случае с экологическим менеджментом. В таблице ниже приведены наиболее распространенные мнения противников систем экологического менеджмента, а также их опровержения.
Таблица
Основные заблуждения по поводу систем экологического менеджмента.
Заблуждения |
Опровержения |
«Экологический менеджмент не содержит ничего нового по сравнению с тем, что у нас уже есть» |
Экологический менеджмент предлагает принципиально новый подход, который, предполагает в т. ч. инициативность и позволяет решать проблемы «снизу». |
«Экологический менеджмент – разовая акция, кратковременная деятельность» |
Экологический менеджмент – деятельность, которая, начавшись на предприятии, будет существовать вместе с ним все время. СЭМ должна постоянно развиваться и улучшаться. |
«Деятельность по экологическому менеджменту носит второстепенный вспомогательный характер по сравнению с производственными проблемами предприятия». |
Экологический менеджмент встраивается в общую структуру управления на предприятии, становясь одним из его главных приоритетов. |
«Внедрение систем экологического менеджмента очень трудоемко, требует очень больших затрат». |
Экологическая деятельность может начинаться с небольших достижимых задач, постепенно усложняя их . |
«Экологический менеджмент невозможен на «грязных» предприятиях». |
На грязных предприятиях больше возможностей добиться значимых результатов при внедрении системы экологического менеджмента. |
«Деятельность по экологическому менеджменту неактуальна для России, поскольку есть масса более насущных практических задач» |
Если сегодня не прилагать усилий для развития экологического менеджмента, то это приведет к еще большим потерям и упущенным возможностям. |
Перейти на страницу: 1 2 3
|