Состояние неоптимальной аллокации природных ресурсов содержит убыток, поскольку могли быть использованы ресурсы с более высокой пользой или выгодой, если бы можно было ближе подойти к оптимуму. Относительная нехватка на сегодняшний день нетронутых природных площадей позволяет предположить, что природопользование сейчас неэффективно использует конкуренцию.
Экономический рост и валовой национальный продукт.
После мирового экономического кризиса 1929 года страх перед застоем привел в индустриально развитых странах к эйфории роста. Находясь в динамическом равновесии, экономика растет по экспоненте. Такой темп экономического роста определяется развитием таких факторов внешнего воздействия, как рост населения и технический прогресс. Для роста производства непосредственно важно только аккумуляция реального капитала. Экологические инвестиции влияют на экономику в целом, но у них небольшой эффект емкости, то есть это эффекты, повышающие спрос и тем самым возможность к производству (последующему производству) дальнейших товаров очень мала. Но мероприятия по защите окружающей среды охраняют ресурсы, которые также являются важной предпосылкой для экономического роста.
Возможное ограничение роста за счет ухудшенных экологических условий (загрязнение, израсходование ресурсов) не рассматривается традиционными экономическими теориями роста. Они занимаются прежде всего пределами роста. У них, также, как и у экономических классиков (Рикардо, Смит), в рассуждениях вводится фактор земельных ресурсов, то есть окружающей среды в самом далеком смысле, как определитель экономического роста. После Второй мировой войны в западных странах примерно 25 лет продолжался длительный период высокой конъюнктуры. Длительная аккумуляция капитала поставила технические инновации на высокий уровень. То, что было раньше предметами роскоши, как например, автомобиль, холодильник, заграничная поездка, теперь доступно большей части населения. Хотя массовое потребление и отразилось неблагоприятно на окружающей среде, но к нему относится рост благосостояния («нам становится все лучше»), которое большая часть населения точно больше не сможет вернуть обратно. Поэтому общее осуждение экономического роста также бессмысленно, как и экономическая политика, направленная только на повышение валового национального продукта (ВНП).
В современной экономической практике успех народного хозяйства измеряется показателем роста ВНП. Но ВНП, как сумма всех произведенных товаров и услуг, лишь статистическая мера, которая не может охватить ценности, не выраженные в деньгах. Качество жизни и окружающей среды не может быть учтено в ВНП, также мало, как изменения к более справедливому распределению. С точки зрения ВНП безразлично, как произведена продукция, т.е. все равно, использовалась атомная электростанция или солнечная батарея. Таким образом, некоторые экономисты рассматривают ВНП лишь как критерий увеличения экономической мощи на мировом рынке.
Но даже в количественном выражении показатель ВНП обманчив. Если бы в его расчет входили расходы, в реальности возникающие при производстве, то рост долгое время был бы отрицательным. То есть экономический рост бы значительно снизился, если бы при расчете ВНП в расходы были бы включены издержки такие, как, например, загрязнение окружающей среды или гибель лесов. Уже в 70-гг вред, причиняемый народному хозяйству при загрязнении окружающей среды составлял 3-5% ВНП.
Поэтому необходимо разработать такой коэффициент для народного хозяйства, который лучше, чем ВНП, передает увеличение благосостояния общества, и который рассматривает окружающую среду как важный фактор. Однако дискуссия о едином определении такого экосоциального продукта все еще продолжается. В его основе концепция всеобщего нетто-использования (ВНИ). При расчете ВНИ к положительным факторам относят, например, свободное время и работу домохозяек. Загрязнение окружающей среды и последующие экологические затраты напротив, относятся к издержкам и уменьшают ВНИ. Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ecobez.narod.ru
Перейти на страницу: 1 2 3
|