Васильева В.Н., к.ф.н., доцент кафедры социальной работы Новочеркасской государственной мелиоративной академии
Проблема экологической безопасности на вполне законных основаниях относится к разряду глобальных проблем современности. Глобальный характер этой проблемы обусловлен прежде всего ее общечеловеческими масштабами, актуальностью для всех регионов независимо от уровня их развития, ее влиянием на будущее человеческой цивилизации и взаимной связью со всеми другими глобальными проблемами, а также ее хронологической глобальностью, т.е. значимостью для всех времен и народов. Уже на самых ранних этапах своего существования люди сталкивались с конкретными экологическими проблемами регионального уровня и решали их. Из истории известно, что выдающийся мыслитель эпохи античности Эмпедокл (490-430 гг. до н.э.) творчески решил проблему загрязнения воды в реке Селиунт, разбавив грязные стоки в ней за счет воды из двух соседних речек. Имеется и множество других примеров успешного решения экологических проблем в прошлые эпохи.
На современном этапе масштабы и острота экологических проблем намного превышают былой уровень и масштабность этих проблем. Это объясняет некоторым образом, почему в последние десятилетия так много говорят о приближающейся неотвратимости экологической катастрофы и опасности ее последствий для судьбы человечества.
Но увеличились не только масштабы и острота экологических сложностей. Современные возможности антропогенных воздействий на природу также намного превышают возможности людей доиндустриальной эпохи. Однако это не является залогом сохранения экологического баланса.
В чем же дело? Чем можно объяснить более высокие уровни приспособления человека к окружающей природе в прошлые времена?
Человеческие сообщества представляют собой целостные само-организующиеся системы, которые включают в себя следующие компоненты: люди и их интеллектуальные, материальные и природные ресурсы, организационные формы их жизнедеятельности, а также принципы системной взаимосвязи между элементами систе-мы.
Важным компонентом системообразующих принципов являются этические идеалы. Этический идеал - это некоторый ориентир, аккумулирующий в себе общие типические черты личности, являющиеся социальным идеалом в те или иные времена. Еще в мифах и сказаниях доисторических времен был создан идеал человека, качества которого определялись системой господствовавших в то время ценностей. В процессе поступательного развития общества этот идеал модифицировался и воплотился в различных философских концепциях, для которых образ совершенного человека всегда был в известной мере экстраполяцией в будущее тех человеческих черт и качеств, которые были определяющими и значимыми для того или иного мыслителя. Значимость этих качеств определялась реалиями времени, эпохой, в условиях которой жил создатель той или иной модели идеала.
Лейтмотивом античной философии была гармония души и тела, высокое духовное развитие в сочетании с физическим совершенством. При этом отличительной чертой античного этического идеала была его гармоничность.
Для философии средневековья совершенный человек - это, по существу, евангелический человек, руководствующийся заповедями христианской морали. Идеалам философии Возрождения стала всесторонняя и гармо-ничная развитость человека. Этот идеал определялся прогрессивным характером эпохи Возрождения, сменившей мрачное средневековье и был обусловлен общим пониманием того, что такое человек, в чем его назначение и сущность.
Перейти на страницу: 1 2 3
|