Вторая проблема - непонимание как государством, так и бизнесом самой сути современной экологии. По словам Сергея Зыбина, начальника регионального отделения консалтинга и тренинга бюро "Веритас Русь", экологические показатели деятельности сегодня становятся такими же критериями эффективности, как экономические и социальные. Природоохранной деятельности как таковой больше не существует - она учитывается на всех уровнях вплоть до генерального директора. Несмотря на это, на большинстве российских предприятий по-прежнему рассматривают деньги, вложенные в экологию, только как затраты, не учитывая реального возврата вложенных средств в виде повышения стоимости продукции, снижения прямых и косвенных издержек, улучшения имиджа и открытия новых рынков сбыта. Изменение подхода к оценке затрат на экологические проекты способно привести к резкому росту соответствующих инвестиций предприятий, которые сейчас в ЛПК оцениваются на уровне 8-10 млрд рублей в год.
Будет рынок - будут деньги
Вкладывать средства в заранее убыточный проект, каковым считается экология, способен только филантроп - так считает большинство предприятий ЛПК. Разделяют эту позицию и инвесторы. В результате более 99% инвестиций в экологию сегодня осуществляется за счет собственных средств предприятий. Банки интереса к таким проектам не проявляют, поскольку они рассчитаны на долгосрочную перспективу, а предприятие часто просто не способно объяснить банкиру, каким образом окупятся затраты. Облигационный рынок позволяет привлекать средства только крупнейшим предприятиям отрасли, которые к тому же способны обеспечить требуемый уровень прозрачности. А привлекать инвестиции зарубежных структур типа IFC или ЕБРР у наших компаний пока не получается, поскольку для этого требуется пройти то же самое исследование состояния охраны окружающей среды, или экологический аудит. Так что на эти средства в России строятся пока только зарубежные заводы.
Низкий (около 5%) уровень рентабельности ЛПК приводит к тому, что экологические проекты на большинстве предприятий как минимум откладываются в долгий ящик, а чаще и вовсе приносятся в жертву сиюминутной выгоде. На самом же деле, как показывает опыт крупнейших российских компаний, так называемые экологические затраты окупаются быстрее, чем можно было бы себе представить. По словам Дмитрия Чуйко, директора по развитию лесозаготовительных и деревообрабатывающих комплексов корпорации "Илим Палп", размещение системы GPS на 364 лесовозах только Котласского ЦБК, позволившей установить четкий контроль за источником сырья, исключив закупку нелегальной древесины, сократить расход горючего, изменить систему маршрутизации, сократить простои и т. д., окупилось всего за шесть месяцев. Пример, казалось бы, заманчив. Однако не стоит забывать, что "Илим Палп" - одно из немногих крупных предприятий ЛПК, поставляющих свою продукцию на экологически чувствительные западные рынки, где любой реализованный экологический проект способствует укреплению рыночных позиций.
Что касается небольших по объему производства российских компаний, ориентированных на внутренний рынок, то здесь ситуация иная и куда более печальная. Если в Западной Европе соблюдать экологические стандарты компании вынуждает конечный потребитель, то в России потребитель уверен, что это задача государственных органов, а вся продукция, обращающаяся на рынке, априори экологически чиста, раз предприятие еще работает. Если на Западе средний и малый бизнес благодаря активной работе NGO осведомлен о возможности финансирования экологических проектов за счет как минимум двух-трех источников, то в России единицы знают о том, что, например, IFC проводит масштабную программу поддержки экологических инициатив среднего и малого бизнеса, в рамках которой 25 компаниям в разных странах уже направлено 17 млн долларов (из 20 млн, запланированных на ее реализацию).
Нынешнее положение дел в российской отрасли объясняется, прежде всего, отсутствием полноценного рынка услуг в области экологии. Сертификаты ISO 14000 есть только у семидесяти с небольшим российских компаний (при 3,5 тыс. сертифицированных предприятий в США и более чем 5 тыс. - в Китае). Сертификаты FSC получили и вовсе лишь 17 лесопромышленников, в основном небольшие лесозаготовители. Наиболее популярный продукт на рынке экологических услуг - официальный эколейбл ("Московский экологичный продукт") – был, наконец, разработан и предложен в прошлом году, но пока, как явствует из названия, только в Москве. Позитивная тенденция, однако, налицо: только в этом году сертификаты ISO 14000 получили уже четыре лесопромышленных предприятия, а первая из российских компаний - СЗЛК - подготовила отчетность, признанную Global Reporting Initiative (GRI). Кроме того, в прошлом году на этом рынке появился первый универсальный продукт - экорейтинг предприятий ЛПК РФ.
Перейти на страницу: 1 2 3
|