Для максимального ослабления влияния на окружающее население производственных загрязнителей атмосферного воздуха территория санитарно-защитной зоны должна быть благоустроена и озеленена газоустойчивыми породами деревьев и кустарников. Со стороны жилого массива ширина древесно-кустарниковых насаждений должна быть не менее 50 м, а при ширине зоны до 100 м - не менее 20 м. При прохождении промышленных выбросов через озелененную зону разрыва концентрация содержащихся в них пыли и газов должна уменьшаться вдвое.
Недостаточно продуманная система посадки зеленых насаждений может привести к отрицательному эффекту. Создание сплошного лесного массива в санитарно-защитной зоне при низких источниках выброса вредных веществ, с одной стороны, максимально уменьшается опасность неблагоприятного воздействия предприятия на население, а с другой - в определенных случаях может способствовать возникновению застоя и росту концентраций вредных веществ на самой промышленной площадке в связи с ухудшением естественного проветривания территории.
Для снижения загрязнения атмосферного воздуха выбросами автомобильного транспорта необходима рациональная транспортно-планировочная структура для преодоления двух основных негативных явлений, характерных для современных крупных городов: распыленность грузового движения и высокая загруженность улично-дорожной сети в условиях растущей автомобилизации.
Одним из путей преодоления распыленности грузового движения по территории города является создание систем грузовых дорог. Их прокладка осуществляется вне жилых районов, центров городов и зеленых зон, желательно по территориям санитарно-защитных зон.
Для нефтяного региона перспективно создание скоростных автомобильных дорог, предназначенных для связи между удаленными районами города и центрами системы расселения. Экологическое значение формирования систем скоростных автомобильных дорог заключается в привлечении значительного междугороднего транзита на систему обходных и распределительных кольцевых дорог вокруг территории города, в отведении главных автомобильных потоков от центрального района города.
Кроме наличия в городе рациональной транспортной инфраструктуры необходимо повышение экологических показателей автомобиля за счет проведения комплекса мероприятий по совершенствованию его конструкции и режима эксплуатации. К улучшению экологических показателей автомобиля приводят: повышение его экономичности; замена бензиновых ДВС на дизельные; перевод ДВС на использование альтернативных топлив (сжатый или сжиженный газ, этанол, метанол, водород и др.); применение нейтрализаторов отработавших газов ДВС; совершенствование режима работы ДВС и технического обслуживания автомобиля.
Таким образом, для предотвращения загрязнения воздушного бассейна городов нефтяного региона необходимы как градостроительные так и инженерно-технические мероприятия. Список литературы
1. Белов С.В., Барабинов Ф.А., Козьяков А.Ф. и др. Охрана окружающей среды. - М.: Высшая школа, 1991.
2. Биология и современность / Под ред. А.В. Яблокова. - М., 1990.
3. Климатические характеристики условий распространения примесей в атмосфере. Справочное пособие. - Л.: Гидрометеоиздат, 1983.
4. Смирнов В.И., Кожевников В.С., Гаврилов Г.М. Охрана окружающей среды при проектировании городов. - М., 1981.
5. Чистякова С.Б. Охрана окружающей среды. - М., Стройиздат, 1988.
|