Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Социально - эколого - экономическая ситуация и проблемы природопользования в нефтегазодобывающих районах Сибири
1. Изменения в экологической политике. Загрязненная природная среда отрицательно воздействует на "реципиентов" (людей, промышленные, транспортные и жилищно-коммунальные объекты, сельскохозяйственные угодья, леса, водоемы и т.п.). Эти отрицательные воздействия проявляются в основном в повышении заболеваемости людей и ухудшения их жизненных условий, в снижении продуктивности биологических природных ресурсов, ускорения износа зданий, сооружений и оборудования. Применяемые в практике экологических исследований показатели ПДК и ПДВ характеризуют в большей мере источники загрязнения природной среды, чем реальные социальные, экономические и экологические последствия для населения от неблагоприятных условий жизни. Более обоснованным представляется при разработке экологических программ региона использование категории качества жизни и выявление его экологической составляющей. Анализ состояния населения, оказавшегося под негативным воздействием факторов природной среды, и социально-экономических условий их проявления, позволяет оценить уровень качества жизни для населенных пунктов в целом и его внутригородскую дифференциацию. Создаются системы особо охраняемых природных территорий как основы для поддержания естественной динамики экосистем и их естественного эволюционного процесса. Такие системы должны рассматриваться в качестве основополагающей задачи в современных условиях для экологического мониторинга за состоянием природной среды.
2. Изменения в геополитической стратегии развития регионов. Внутренние регионы России не видят особой необходимости сообщаться между собой или с другими странами через посредничество центра. Например, возникают такие образования как Сибирское соглашение. В результате специфика геополитического положения Западной Сибири может определяться рядом таких географических факторов как богатство сырья; центральное положением в стране, наличие протяженной дружественной государственной границы, соседство с депрессивными или слабо освоенными экономическими районами. В современных условиях издержки территориальной экспансии превышают ее выгоды. Большая территория может означать и мощь, и непосильное бремя. Здесь возможны два сценария: регионального развития либо сдвиг центра тяжести экономического развития, по крайней мере, инвестиционной активности в Сибирь и на Дальний Восток, либо сдвиг на запад, в Европейскую Россию, с опорой на крупные города, на сложившиеся научно-технические центры с упором на современные высокие технологии. Первый сценарий сохраняет и усиливает ресурсно-сырьевую направленность экономики, второй позволит создать "локомотивы экономики" в посткризисный период. Таким образом, второй сценарий развития страны выбран как наиболее обоснованный и оптимальный. Здесь и заключается одна из основных ошибок выбранного направления реформ, не учитывающих географический фактор в изменившихся геополитических условиях.
3. Правовые изменения. В создающейся системе новых законов, касающихся природопользования, главными остаются взаимосвязанные вопросы о собственности на природные ресурсы и о разграничении компетенции распоряжения ресурсами властями разного уровня. Борьба сосредотачивается вокруг введения частной собственности на землю, подразумевая под этим земли сельскохозяйственного назначения. Но проблема земли тянет за собой цепь остальных природных ресурсов, ибо земля - операционный базис всех видов природопользования, многие из которых будут напрямую связаны с сельскохозяйственным землепользованием. Существует ряд основополагающих законов и постановлений для решения проблемы, но требуется в значительной мере техническая работа по составлению кадастров с точным обозначением подчиненности той или иной власти конкретных природно-ресурсных объектов (месторождений, лесных массивов, водоемов и т.д.). Это срочная работа, однако же она выполняется не в полном объеме, что порождает множество недоразумений и произвольных решений по вопросам природопользования на местных уровнях. Местные органы провозглашают и утверждают своими действиями суверенитет над природными ресурсами, находящимися географически на их территории. Именно в этих ресурсах они видят основу социально-экономического развития своих территорий. При этом нередко совершаются ошибки. Они заключаются в том, что местные природные ресурсы рассматриваются не как объект приложения труда, создания предприятий и рабочих мест, являющихся основным источником богатства, а чаще всего ресурсы принимаются как предмет торговли, прежде всего экспортной, приносящей баснословные прибыли, которые в дальнейшем "проедаются".
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|