При работе поршневого двигателя внутреннего сгорания возникают шумовые эффекты. В ДВС возникают шумы впуска, выпуска, шум от сгорания горючей смеси в цилиндрах, шум от работы зубчатых передач, и других причин, в меньшей степени вызывающих шум.
Восприятие шума человеком зависит от уровня и частоты, а также от характера его изменения во времени, индивидуальных особенностей человека. Повышенный шум является причиной ухудшения слышимости, преждевременной утомляемости человека.
На организм человека оказывают вредное влияние и неслышимые инфразвуки. Сильные инфразвуки, вызывая вибрацию внутренних органов, могут привести к повреждению и даже остановке сердца. Инфразвук с частотой 7 Гц смертелен для человека. Шум судовых и тепловозных дизелей оценивают согласно ГОСТ 30575-98 уровнем звука, дБ. В качестве основной характеристики внутреннего шума принимают уровень, допустимые значения которого для судовых дизелей 100 дБ в машинном отделении.
Механический уровень шума проектируемого двигателя определяется по формуле
Здесь pi – среднее индикаторное давление, n – частота вращения, mV – удельная литровая масса (кг/л).
Результаты расчета приведены в таблице 5.1.1 (выбраны три режима работы двигателя).
Таблица 5.1.1. Шумовые характеристики двигателя
N, об/мин |
500 |
750 |
1000 |
Lm, дБ |
79 |
84 |
91 |
|