Действие
ионизирующей радиации на живые организмы интересовало мировую общественность с
момента открытия и первых же шагов применения радиоактивного излучения. Это
неслучайно, так как с самого начала исследователи столкнулись с его
отрицательными эффектами. Так, французский ученый А. Беккерель, открывший
радиоактивность, получил сильный ожог кожи от излучения радия, а известная
ученая Мария Склодовская-Кюри умерла от лучевой болезни, и до сих пор ее могила
испускает излучение.
Обеспокоенные
такими эффектами, специалисты всего мира создали в конце 20-х годов
Международную комиссию по радиационной защите (МКРЗ). Используя рекомендации
МКРЗ, национальные эксперты комиссии разрабатывают в странах, так называемых
«ядерных державах», национальные нормативы. Помимо МКРЗ этими проблемами
занимается еще одна международная организация – Научный Комитет по действию
атомной радиации (НКДАР) – United Nations
Scientific Committe on the Effects of Atomic Radiation (UNSCEAR), созданного в рамках ООН в 1955
году.
Было бы неверным
рассматривать этот вопрос по отношению только к человеку. Человек является
неотъемлемой частью природных экосистем, и помимо него в круговоротах вещества
и энергии задействовано множество других живых существ, неживых объектов.
В последнее время
проблемы экологического характера стали актуальными для всего общества в целом.
Вообще, техногенные источники радиации представляют собой в отношении
окружающей среды крайне негативное явление.
Много споров ведется вокруг атомной энергетики. Одни говорят, что проблема
радиационного облучения намного завышена, другие – впадают в радиофобию
(Чернобыльская и другие подобные аварии породили особое психосоциальное явление
– радиофобию).
При более серьезном и детальном изучении проблемы оказывается, что все
намного сложнее, чем просто отрицание или восхваление. Здесь уже вмешиваются
экономико-энергетические проблемы. Других более реальных проектов по
эффективной энергоотдаче в настоящее время нет, и атомная энергетика является
единственным пока действительно вероятностным и экономически обоснованным вариантом
из всех предлагаемых. Общепризнанно, что АС при их нормальной эксплуатации
намного - не менее чем в 5-10 раз «чище» в экологическом отношении тепловых
электростанций (ТЗС) на угле. Но это не оправдывает и не освобождает от
огромной ответственности при эксплуатации и разработке подобных проектов.
При авариях, АС могут оказывать существенное радиационное воздействие на
людей, экосистемы. Поэтому обеспечение безопасности экосферы и защиты
окружающей среды от вредных воздействий АС - крупная научная и технологическая
задача ядерной энергетики, обеспечивающая ее будущее.
26 апреля 1986 года на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС произошла
авария, не имевшая аналогов по масштабам и последствиям в мировой атомной энергетике.
В первые месяцы после чернобыльской катастрофы от острой
лучевой болезни погибло 30 человек. Но эти жертвы были лишь первыми. Спустя
год-два у людей начали появляться вегето-сосудистые расстройства, различные
поражения желудочно-кишечного тракта, расстройства иммунной и нервной систем. К
началу 1998 г из 350 тысяч ликвидаторов умерло около 12500.
Все вышеперечисленное говорит об особой актуальности выбранной мною темы
«Влияние радиоактивных выбросов ЧАЭС на здоровье людей», а поскольку мы
проживаем в районе, который находится возле АЭС, то меня очень интересует эта
проблема.
Итак, объектом
исследования моей работы являются радиоактивные выбросы атомных электростанций.
Предметом -
влияние радиоактивных выбросов на экосистему и в частности, на здоровье людей.
Целью работы является – выяснить, каким образом, радиоактивные выбросы
влияют на здоровье людей и экосистему в целом.
Исходя из цели
исследования выделим задачи, которые необходимо решить:
- подобрать и изучить литературу по данной проблеме;
- рассмотреть воздействие атомных станций на окружающую среду;
- изучить подробности аварии 1986 года на Чернобыльской АЭС;
- проанализировать воздействие радиоактивных выбросов на организм
человека;
- изучить действие ионизирующих излучений на клетку, пути проникновения
радиации в организм человека;
- дать характеристику лучевой болезни;
- обосновать необходимость защиты окружающей среды от опасных техногенных
воздействий.
В работе были
использованы материалы как по биологии, так и по медицине и экологии.
|