Загрязнение
природной среды, ее деградация, истощение природных ресурсов, явились причиной
возникновения в нашей стране в конце 50-х гг. прошлого века особого направления
научных исследований- правовой охраны природы. Впоследствии эти исследования
послужили основой возникновения самостоятельной отрасли права- права окружающей
среды. Такая отрасль есть в подавляющем большинстве развитых стран мира. Однако
в отличие от иных зарубежных стран в нашей стране эта отрасль права стала
впоследствии называться экологическим правом.
Антропогенное
воздействие на природу достигло такого уровня и масштабов, что сегодня
практически любое действие человека сказывается на природе. Решать проблемы
охраны окружающей природной среды - главная задача экологического права.
Российское
экологическое право состоит из многочисленных правовых норм, которые определяют
природоохранные условия и требования, которые должны быть выполнены при осуществлении
различных видов деятельности. Знание экологических норм необходимо всем: и
должностным лицам, и предпринимателям, и простым гражданам.
Общая
теория права наряду с экономической, политической, социальной и воспитательной,
выделяет экологическую функцию государства. Это представляется вполне
справедливым, так как жизнь современного общества оказывает весьма значительное
влияние на окружающую природную среду. И все чаще и чаще это влияние принимает
пагубный характер для окружающей среды, а, следовательно, и для человечества,
тесная связь которого с природой не подлежит сомнению. Данная проблема весьма
важна и поэтому подлежит разрешению, как на государственном, так и
межгосударственном уровнях. Кроме природоохраны, также существует насущная
потребность в урегулировании вопросов, касающихся процесса
природопользования - извлечения из природы определенных ресурсов и
урегулирование процесса их использования, а также в разрешении вопроса о
сочетании природопользования с природоохранной. Долгое время данные проблемы
оставались без должного внимания, но жизнь заставляет принимать соответствующие
меры для разрешения данных жизненно важных вопросов. И кому, как не государству
следует отдать предпочтение в процессе урегулирования проблем
природопользования и природоохранны. Как известно, государство осуществляет
экологическую функцию через установление государственного регулирования
общественных отношений в этой сфере. Государственное же регулирование
общественных отношений осуществляется, преимущественно, в правовой форме -
через установление общеобязательных правил поведения (правовых норм), которые
обеспечиваются государственным принуждением в случаях, когда это необходимо.
Общеизвестно,
что управление в целом, и управление в сфере экологии в частности, немыслимо
без контроля. Исходя из того, что государственное управление осуществляется
через установление правовых норм, будет справедливо заключить, что и вопросы о
государственном контроле в данной сфере будут решаться посредством установления
их правового регулирования.
Кроме
того, представляется необоснованным рассмотрение проблем правового обеспечения
экологического контроля исключительно с точки зрения законодательства, здесь
необходим более широкий подход, поэтому вопросы правового обеспечения экологического
контроля будут рассмотрены в данной работе, в первую очередь, с научно-правовых
позиций, так как когда мы говорим о правовом обеспечении какой-либо
деятельности, то, на мой взгляд, следует основное внимание обратить на научную
разработку данных проблем.
|