МИРОВОЙ ОКЕАН. Сейчас Мировой
океан - гигантская мусорная корзина. Каждый год сюда выбрасывается миллиарды
тонн мусора. Это привело к оскудению живых форм Мирового океана, увеличению зон
экологического бедствия, бурному цветению водорослей. 70% нерестилищ океана
стали непригодными для разведения мальков, 20 видов ценных промысловых рыб
уничтожены.
КЛИМАТ. Накопление углекислого
газа приводит к парниковому эффекту - повышению температуры у поверхности
Земли. Средняя температура Земли составляет 15'С. За последние 100 лет
температура изменилась на 0,5'-0,6'С. Это влияет на таяние ледников,
нарастающее опустынивание, повышение уровня воды в Мировом океане. Это может
поставить под угрозу существование всей цивилизации.
ОЗОНОВЫЙ СЛОЙ. Большое количество
озона содержится на высоте 20-25 км. Роль озонового слоя велика, он поглощает
вредное ультрафиолетовое излучение Солнца, поражающее все живое. В последние
годы замечено ослабление озонового слоя в результате попадания химических соединений.
Особенно разрушающее действие оказывают на него фреоны, используемые в
промышленности и в быту. Ежегодно в мире выпускается около 1 млн. тонн фреонов,
40% - в США, 35% - страны Европы, 10% - Япония, 10% - СНГ. Уменьшение слоя
озона на 1% приводит к росту заболевания раком кожи на 5-6%. К ХХI веку ученые
предполагают уменьшение озонового слоя на 6-7%.
В чем же причина создавшейся
бедственной экологической ситуации? Первопричина заключается в том, что
общество исчерпало резервы, на которых оно строилось. Но все же оно продолжает
давить на природные системы. И это приводит к необратимым последствиям, ставит
перед лицом гибели цивилизации.
Какие же пути решения данных
экологических проблем существуют?
"Цивилизация должна перейти
на интенсивный путь развития". Интенсификация - это ускорение
"преимущественно качественной формы социального прогресса", это
особый тип взаимодействия общества с природой.
"Нужна интенсификация
нерациональных выбросов и отходов, загрязняющих окружающую среду, утилизация невозобновляемых
ресурсов. В ходе рациональной интенсификации будут использоваться безотходные
экологические циклы", а также будут экономиться ресурсы.
Людям необходим возврат к природе,
повышение интенсификации производства при сохранении окружающей среды через
систему новых технологий.
Для решения экологической проблемы
необходимо: - изучение экологических закономерностей и их учет в
активно-преобразовательной деятельности; - рациональное, экономное
использование природных богатств; - забота о восстановлении и возобновлении
функционирования нарушенных производственной деятельностью экосистем;
"выработка и усвоение новых принципов и норм нравственного отношения
человека, общества к природным объектам, к природе в целом". [54,105]
Последний пункт один из важнейших. Это отношение человека "определяется
характером доминирующих в обществе социально-экономических отношений,
ценностно-мировоззренческих установок". [32,186] Отношение современного
человека к природе недостаточно включается в сферу деятельности морального
сознания. Долг не осознается как нравственный долг. Нанесение повсеместного
ущерба природе не вызывает чувство вины.
"Человек относится к
природным существам как к низшим по сравнению с человеком и к природным
явлениям как противостоящим общественным, культурным". В определенной
степени такое [54,103] мнение у людей формировала и христианская религия,
рассматривающая человека как подобие бога и противопоставляющая человеку живую
тварь, лишенную божественной души.
В последней четверти нашего века
начинается экологизация морали. Этот процесс отражает "все более и более
глубокую осознаваемую зависимость, самого существования общества от сохранения
определенного уровня состояния природы". С ростом [54,104] возможностей
преобразования окружающего мира у человека растет чувство ответственности за
природную среду - ее сохранение и улучшение.
Общество не выживет без
экологического сознания. Это сознание должно проникнуть во все области науки,
техники и производства и изменить их так, чтобы они способствовали выживанию
человечества, а не его гибели. Сущность экологического сознания является
отражением реально-практических отношений общества. Обществу необходимо знать
экологические нормы, правила поведения, иметь высокий уровень экологической
культуры. "Экологическая культура это совокупность определенных
качественных уровней общественных материально-технических отношений людей к
природе и друг к другу по поводу природы". Эти отношения [32,186] включают
в себя организацию и развитие процесса воспроизводства жизни людей. Процесс
формирования и развития экологической культуры становится стимулом для духовной
практической деятельности. Она, в свою очередь, направлена на преодоление
кризиса, а в перспективе на гармонизацию отношений между обществом и природой.
Молодое поколение олицетворяет
ближайшее и отдаленное будущее. И поэтому его надо заинтересовать в
благополучности и благоприятности этого будущего. Прежде чем стать
государственным и общественным деятелем, человеку надо экологизироваться - то
есть приобщиться к природе, к ее логике и тем началам, из которых человечество
когда-то произошло. Из этих начал произошли и наша духовность, и наш
психологический и физиологический опыт приспособляемости к природе и к самому
себе, и оттуда мы возьмем силы, чтобы выжить.
Процесс формирования экологической
культуры рассматривается как единство трех проблем: - широкое разъяснение
гибельных последствий загрязнения среды обитания; - приобретение экологического
подхода к организации экономики и другим сферам жизни и деятельности общества;
- формирование экологического сознания.
Экологическая культура включает
соответствующие идеалы и ценности, нормы поведения, экологическую
ответственность, чувство "Гражданина планеты Земля".
Неправильно полагать, что сфера
нравственно-экологической ответственности начинается и действует в рамках
профессиональной морали. Бездумное отношение человека к природе в быту (на
отдыхе, при потреблении "даров природы") ничуть не менее
разрушительно и губительно, нежели целенаправленное производственное воздействие.
Как правило, человек, которому с детских лет не привито нравственное отношение
к природе, став субъектом производства, окажется глух к запоздалым усилиям
привить ему нормы профессионально-экологической морали.
Самое существенное в процессе экологизации
морали - постепенная сложная перестройка сознания. При этом одним из важнейших
моментов является нравственно-экологическое воспитание и просвещение в семье,
детских и учебных учреждениях, во всей системе общества. Нормы нравственного
отношения к природе, ставшие внутренней потребностью, могут сыграть высокую
роль в решении экологических проблем.
Отсюда можно сделать вывод: без
обновления научно-технической, инвестиционной, структурно-производственной
сферы, без переориентации духовной жизни невозможно обновление сложившихся
экологических отношений, оздоровление обстановки на нашей планете в целом.
|