История человечества неразрывно
связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного
взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если
люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе они погубят
себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И
начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в
это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные
убеждения.
Мы считаем, что экологическое
воспитание - самое важное в наше время. Ученики, получившие определенные
экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это
может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в
стране.
Актуальность данной темы помогла
выдвинуть гипотезу: если действующий учебник природоведения для начальной школы
(авторы Клепинина З. А. и Мельчаков Л. Ф.) дополнить экологическими вопросами и
краеведческим материалом, то он будет решать задачу экологического воспитания.
Исходя из гипотезы, сформулировали
цель дипломной работы: составить систему работы по экологическому воспитанию
младших школьников на уроках природоведения, дополняя материал действующего
учебника экологическими понятиями и краеведческим материалом.
Для реализации данной цели
поставили следующие задачи: - рассмотреть с философской точки зрения
экологическую проблему, как глобальную проблему человечества; - раскрыть вопрос
об экологии, как науке, ее появление, цели, принципы; - выяснить, какой
природоведческий материал способствует экологическому воспитанию, какие
основные условия экологического воспитания; - рассмотреть вклад отечественных и
зарубежных педагогов в развитие проблемы экологического воспитания; -
проанализировать развитие взглядов на проблему экологического воспитания
методистов по естествознанию и природоведению в XX веке; - раскрыть сущность,
цели, методы и формы экологического воспитания; - ознакомится с экологической
обстановкой нашего края; - рассмотреть нормы экологического поведения и особенности
их восприятия младшими школьниками; - изучить передовой опыт работы учителей в
области экологического воспитания учащихся; - провести эксперимент по развитию
экологического сознания младших школьников.
Эксперимент проводился в течение
двух лет на базе средней школы N 28 г. Белово. Были использованы следующие
методы исследования: а) эксперимент (2 формирующих, 3 констатирующих) , б)
анкетирование, в) изучение передового педагогического опыта, г) изучение
литературы.
При работе над дипломной была
изучена следующая литература: - классическая произведения Коменского Я. А.,
Ушинского К. Д., Сухомлинского В. А. - она раскрывает взгляды известных
педагогов на воспитание ребенка средствами природы и в гармонии с ней; -
современная это книги ученых-экологов Дре Ф. и Дежкина В. (книги дают
представление о науке экологии) ; статьи ученых-философов Абдулаева З., Урсула
А. Д. и Чумакова А. Н. (статьи рассказывают о наличие экологических проблем у
нас в стране и во всем мире, а также о пути их решения) ; статьи
педагогов-практиков и ученых-практиков из журнала "Начальная школа" -
Плешакова А. А., Кириллова З. А., Лола В. Л., Миронов А. В. и других (в статьях
говорится об опыте экологического воспитания младших школьников) ,
использовались многие другие статьи из журналов.
В главе I нашей работы
рассматривается экологическая проблема как одна из глобальных проблем
современности с философской точки зрения.
Глава II повествует об
историко-педагогическом аспекте проблемы экологического воспитания. Здесь
рассматривается экология как наука, ее становление и развитие, и вопрос из
истории экологического воспитания.
В главе III изучается теория
экологического воспитания: - сущность экологического воспитания; - цели и
задачи воспитания у младших школьников экологической культуры; - методы и формы
экологического воспитания; - экологическое воспитание младших школьников на
уроках природоведения; - нормы экологического поведения и особенности их
восприятия младшими школьниками.
Глава IV повествует об опыте
работы по экологическому воспитанию младших школьников на уроках
природоведения: о передовом методическом опыте учителей и методический опыт,
полученный в результате нашей работы.
В ходе работы были сделаны выводы,
которые представлены в "Выводах и предложениях", а так же
экологические вопросы и краеведческий материал, которым мы предлагаем дополнить
действующий учебник природоведения для начальной школы.
По теме "Экологическое
воспитание младших школьников на уроках природоведения" написаны курсовые
работы: по педагогике (1991-1992 учебный год) и методике природоведения
(1992-1993 учебный год) .
Думаем, что данная работа поможет
учителям-практикам в решении задач экологического воспитания учащихся на уроках
природоведения в начальной школе.
|