Подводя итоги работы, можно
сделать следующие выводы: 1. Экология наука относительно молодая, и возникла
она из потребности человека сохранить природу и самих себя. Аспекты изучения
данной науки достаточно обширны. В ней широко изучается человек, его среда
обитания, взаимосвязь с природой, его влияние на среду обитания и природу. Этот
повышенный интерес к человеку, как к объекту науки, сложился из-за существующих
экологических проблем. В скором времени людям нужно будет предотвращать эти
проблемы или ликвидировать их последствия.
2. Общество находится перед лицом
всемирных экологических проблем и их решение зависит: а) от обновления
научно-технической, инвестиционной, структурно-производственной сферы; б) от
переориентации духовной жизни (привитие нового отношения к природе, основанного
на взаимосвязи природы и человека, привитие норм и правил экологического
поведения) .
3. Проблемой экологического
воспитания люди стали заниматься еще в XVII веке. Но в наше время данная
проблема стала более актуальной в связи с надвигающимся экологическим кризисом.
И все человечество не должно оставаться в стороне от решения проблем
экологического воспитания подрастающего поколения.
4. Теоретическая основа
экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения
и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к
окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно
используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически
грамотную и воспитанную личность.
5. Как известно, воспитание тесно
связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных
экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в
природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а
будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.
6. Существуют основные правила
поведения в природе, которые могут усвоить учащиеся начальных классах. Нельзя
навязывать детям эти правила, нужна целенаправленная, продуманная работа для
того, чтобы знания перешли в убеждения.
7. Вопросами экологического
воспитания и образования младших школьников занимаются многие педагоги
современности. Они делают это по-разному. Это происходит от того, что вопрос
экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании.
8. В результате проведенного
эксперимента были сделаны выводы: а) проведенная работа способствовала развитию
у школьников экологического сознания; б) в ходе данной работы ребята участвовали
в решении экологических проблем, на доступном им уровне, это способствует
развитию самостоятельности, умению доказать свое мнение; в) младшие школьники
получили следующие экологические представления: - как образуется плодородие
почв, - почему нельзя рвать цветы на лугу, - для чего в лесу нужны грибы, -
почему на лугу нет крупных животных, - почему поле называют природным
сообществом, и многие другие; данные представления при дальнейшей работе могут
перерасти в убеждения, которыми ученики будут пользоваться; г) поступки
учеников, усвоивших нормы и правила экологического поведения, по отношению к
природе стали гармоничными с ней, ребята почувствовали себя частью природы. д)
ребята внимательно стали относиться к природе родного края, их заинтересовали
растения, животные и взаимосвязи природы.
9. Если формирование
экологического сознания идет на уроке, то нормы экологического поведения
закрепляются в деятельности, организованной во внеклассной и внешкольной
работе. Поэтому формирование экологического поведения мы будем разрабатывать в
дальнейшем.
10. Все темы 2 класса и некоторые
темы 3 класса действующего учебника природоведения для начальной школы (авторы
З. А. Клепинина, Л. Ф. Мельчаков) дополнены экологическими вопросами и
краеведческим материалом. Это помогает решать задачи развития экологического
сознания, которое является фундаментом для формирования экологического
поведения! Единство экологического сознания и поведения - сущность
экологического воспитания.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Исходя из того, что Кузбасс
является зоной экологического бедствия (т.к. Кузбасс занимает 4% всей
территории Западно-Сибирского экономического региона, а его промышленные
предприятия производят 1/3 всей продукции этого региона; плотность населения
превышает плотность по стране в 3 раза) должна усиленно вестись
природоохранительная работа, а также образование и воспитание основанное на
краеведении. Поэтому мы предлагаем ввести в программу изучение экологической
обстановки нашего края (6 уроков) . А при изучении остальных тем обратить
внимание на следующие вопросы.
2 К Л А С С Тема: Введение.
1. Что такое природа, что
включается в это понятие.
2. Почему необходимо беречь
природу.
Тема: Части растений.
1. Как человек использует разные
части растений.
2. Для чего человек выращивает
декоративные растения.
Тема: Осенняя экскурсия.
1. Какая существует взаимосвязь
между облачностью и температурой воздуха.
2. Как изменились деревья,
кустарники, травы по сравнению с летом.
3. Как изменилось поведение птиц,
насекомых.
Тема: Растения летом и осенью.
1. Листопад. Почему он происходит.
2. Грибы съедобные и несъедобные.
Для чего они нужны, как их охранять.
Тема: Насекомые и птицы летом и
осенью.
1. Когда насекомых больше летом
или осенью.
2. Где они проводят зиму.
3. Как влияет количество насекомых
на количество птиц.
4. Как нужно охранять насекомых.
Тема: Дикие животные летом и
осенью.
1. Как готовятся животные к зиме.
2. Почему нельзя приносить домой
диких животных.
Тема: Домашние животные летом и
осенью.
Чем отличается жизнь диких и
домашних животных с приходом осени.
Тема: Поздняя осень. Охрана и
укрепление здоровья.
1. Как влияет облачность на
осадки.
2. Как изменились деревья,
кустарники и травы с приходом поздней осени.
3. Как изменилась жизнь птиц и
животных.
4. Как влияет погода на здоровье
людей.
Тема: Идет зима.
Как связаны осадки со временем
года.
Тема: Зимняя экскурсия.
1. Как изменилась жизнь растений с
приходом зимы.
2. Как зависит глубина снежного
покрова от открытости местности.
3. Как зимуют растения под снегом.
4. Как изменилась жизнь птиц с
приходом зимы.
Тема: Лиственные и хвойные
растения зимой.
1. Каким изменениям подверглись
растения с приходом зимы.
2. Для чего выращивают тепличные
растения.
Тема: Комнатные растения.
1. Для чего их выращивают.
2. Как за ними ухаживать.
Тема: Птицы зимой.
1. Чем питаются зимующие птицы и
зимние гости.
2. Как можно помогать птицам
зимой.
3. Какие бывают кормушки.
Тема: Как разные животные зимуют.
1. Как изменилась жизнь диких
животных зимой.
2. Как они приспособились
переносить холод.
3. Чем питаются животные зимой.
4. Как можно им помочь перенести
зиму.
Тема: Труд людей зимой.
1. Работа на полях: задержание
снега, удобрения.
2. Подготовка к весне
земледельческой техники.
Тема: Охрана и укрепление здоровья
зимой.
1. Что такое закаливание.
2. Как правильно одеться.
3. Как надо вести себя на зимнем
льду.
Тема: Здравствуй, весна!
1. Чем отличается зима и ранняя
весна.
2. Какие существуют признаки весны
в неживой природе (ледоход, половодье) .
3. Какая существует зависимость
между температурой и осадками.
Тема: Весенняя экскурсия.
1. Чем отличается весенний и
зимний снег.
2. Как изменились лиственные и
хвойные деревья.
3. Какие существуют двудомные
растения.
4. Как изменилось поведение птиц,
насекомых и животных.
Тема: Растения весной.
1. Знакомство с раннецветущими
растениями.
2. Знакомство с исчезающими видами
цветов, их охрана.
3. Куда исчезают семена, созревшие
в прошлом году.
Тема: Насекомые и птицы весной.
1. Какая существует зависимость
между возвращением перелетных птиц и поведением насекомых.
2. Почему и как надо охранять птиц
весной.
Тема: Кто как весну встречает.
1. Почему именно весной у зверей
появляются детеныши.
2. Почему весной на зверей нельзя
охотиться.
Тема: Развитие растения из семени.
Как надо ухаживать за растениями.
Тема: Труд людей весной.
1. Почему весной производят
распашку почвы.
2. Почему стало возможным высевать
семена в почву.
3. Для чего производят побелку и
опрыскивание деревьев.
Тема: Сезонные изменения в
природе.
1. Как изменяется погода по
временам года.
2. О каких зависимостях в природе
ты узнал.
3. Как охранять природу в разное
время года.
4. Как охранять свое здоровье.
3 К Л А С С Тема: Природа нашего
края.
Данную тему следует изучать
непосредственно на природе родного края. Такие темы как "Рисунок и
план", "План местности", "Чтение плана местности" и
"Ориентирование" надо подкреплять непосредственной практической
работой, доступной для младших школьников.
Тема: Поверхность нашего края.
Опираясь на краеведческий материал
нужно рассмотреть вопросы: 1. Какая поверхность нашего края.
2. На какой поверхности больше
всего селится население.
Тема: Овраги.
1. Как возникают овраги.
2. Как предотвратить их
возникновение.
3. Как их используют.
Тема: Полезные ископаемые.
1. Сколько добываем.
2. Какой запас.
3. Как влияет их добыча на
окружающую среду (изменения, нарушения природного комплекса) 4. Как их можно
добывать с наименьшими потерями для природы.
Тема: Вода в природе.
Сколько на земле воды пригодной
для питья.
Тема: Круговорот воды в природе.
На что повлияет загрязнение реки.
Тема: Родники.
1. Перечислить целебные источники
нашей местности.
2. Почему их вода разная по вкусу.
3. Можно ли сказать, что
родниковая вода самая чистая.
Тема: Реки и озера.
1. Почему человек чаще всего
селится по берегам рек.
2. Что будет если реку сильно
загрязнить отходами.
3. Как охраняют реки.
Тема: Море.
1. Остались ли сейчас на земле
чистые моря.
2. Почему моря загрязняются.
3. Как их можно охранять.
4. Как влияет загрязнение моря на
все живое в нем.
Тема: Почвы.
1. Как долго образуются почвы.
2. С какой быстротой они
выветриваются.
3. Почему почвы истощаются и как
можно их обогащать.
Данные вопросы можно раскрыть
следующим образом.
- Ребята, подумайте, могла бы
образоваться жизнь на планете, если бы не было почвы?
- Как вы думаете, откуда появилась
почва?
- Какая самая главная часть почвы?
- Да, правильно, это - перегной.
Из него под действием микробов образуются нужные для роста растений вещества.
Растениями питаются животные, этими животными питаются другие животные. Когда
растения и животные умирают, их останки попадают в почву и под действием
микробов превращаются в перегной. А затем снова образуются питательные вещества,
растут новые растения и все повторяется по кругу (во время рассказа учитель
рисует на доске схему) .
- Ребята, как вы думаете, что бы
могло произойти, если бы исчезла вся почва?
- Вы узнали, как образуется почва.
Подумайте, как долго идет этот процесс?
- 1 сантиметр почвы образуется за
250-300 лет, а выветрить его ветер и вода могут за 18 лет!
- Ребята, давайте подумаем, как же
можно охранять почву.
Темы: Растения и животные леса,
луга, поля, мелких водоемов.
1. Как называется сообщество.
2. Какие организмы составляют
сообщество.
3. Как связаны между собой
организмы в сообществе.
4. Значение сообщества для
человека.
5. Отрицательное влияние человека
на сообщество.
6. Охрана природного сообщества.
Например, тема: Растения и
животные леса.
1. - Ребята, как вы представляете
себе лес? Какой он? Где вы его видели?
- Вы рассказали о разных лесах, а
что общего у всех лесов, о которых вы говорили?
2. - Значит лесом можно назвать
место, где растут деревья.
(Работа с гербарием лиственных и
хвойных деревьев. Учащиеся рассматривают сосну обыкновенную и сосну сибирскую,
находят сходства и различия. Знакомятся с семенами дуба, осины, ели.) - Ребята,
что растет под деревьями?
- Какие кустарники встречаются в
лесу?
(Работа с гербарием.) - Деревья
составляют первый этаж леса, кустарники - второй этаж, а что растет на нижнем
этаже?
- Правильно, а какие травы, грибы
вы встречали в лесу?
- Можно ли уничтожать ядовитые
грибы?
- Ребята, как вы думаете, почему
деревья в лесу расположены этажами?
- Какие животные встречаются в
лесу?
- Какие птицы обитают в лесу?
3. - Ребята, скажите, как
используют растения птицы и животные?
- Как растения приспособились к
жизни с птицами и животными?
4. - Как вы думаете, какое
значение имеет лес для человека?
5. - Почему у нас стало меньше
лесов? Отчего исчезают животные, птицы, растения?
- Ребята, сегодня мы с вами
отправимся в поход вместе с отдыхающими школьниками. Нам надо найти ошибки в их
поведении. Послушайте рассказ школьников о своем походе.
Наша учительница заболела, и мы
решили отправиться в лес без нее. Мы благополучно добрались до леса на
электричке. Гуляя по тропинке мы встречали много несъедобных грибов и сбивали
их палками, чтобы кто-нибудь не отравился. В лесу было жарко. Мы развели костер
и согрели чай. Как было приятно смотреть на огонь. Перекусив, мы отправились
домой. Уходя, мы оглянулись на поляну, где делали привал, там лежали
полиэтиленовые пакеты и консервные банки и костер весело подмигивал нам на
прощание. По дороге на электричку мы нашли ежа и забрали его домой.
- Итак, какие ошибки совершали
ребята? А как надо было поступать в этих случаях?
- Для таких горе-туристов в лесу
надо вешать запрещающие знаки, чтобы они всегда помнили как надо себя вести.
Ребята, попробуйте дома нарисовать запрещающий знак, такой, чтобы сразу стало
ясно, что в лесу делать нельзя.
Для краеведческого изучения мы
предлагаем следующие темы.
Тема: Полезные ископаемые в
Кузбассе.
1. Как был открыт каменный уголь.
2. Где он добывается, какими
способами и как его добыча влияет на экологию.
3. Какие еще полезные ископаемые
добываются в нашей области и где они применяются.
Тема: Реки и озера Кузбасса.
1. Какие крупные реки протекают в
нашей области.
2. Какая существует зависимость
между поверхностью, по которой протекает река и характером течения.
3. По какой причине загрязняются
наши реки.
4. К чему приводит загрязнение
рек.
Тема: Почвы Кузбасса.
1. Какие виды почв существуют в
нашей области. Какими свойствами они обладают.
2. Как сохраняется плодородие почв
естественным образом.
3. Какие существуют искусственные
пути улучшения плодородия и как они влияют на человека и его здоровье.
4. Как уничтожают плодородные
почвы в нашей области.
5. Что можно сделать для охраны
почв.
Тема: Растения Кузбасса.
1. Какие существуют основные
растительные зоны Кузбасса.
2. Какие существуют типичные
растения Кузбасса.
3. Какие редкие растения в
Кузбассе существуют.
4. Как можно защищать растения.
Тема: Животный мир Кемеровской
области.
1. Какие животные наиболее часто
встречаются.
2. Какие животные у нас редки.
3. Какие существуют у нас птицы,
рыбы.
4. Как влияет загрязнение
окружающей среды на жизнь птиц, растений, животных.
Тема: Промышленность Кузбасса.
1. Какие заводы, разрезы у нас
существуют и что они производят.
2. Как влияет производство на
жизнь людей и всей природы в целом.
3. Какие города преуспели в сфере
загрязнения природы.
Этот тематический план примерный.
Он может быть переработан и изменен. Но за 6 уроков дети могут получить
реальное представление о том, в какой экологической зоне они живут.
Тема: Какую форму имеет Земля.
1. Какие экологические проблемы
существуют на планете.
2. Почему загрязняется океан,
уничтожаются тропические леса, сокращается численность и разнообразие видов
живых существ.
Тема: Наша Родина на глобусе и
карте.
1. Как многообразна природа нашей
Родины.
2. Какие экологические проблемы
существуют в России.
Темы: Природные зоны (крайний
север, тундра, лесная полоса, степь, пустыня, Черноморское побережье Кавказа,
южный берег Крыма) .
1. Как называется природная зона.
2. Какие у нее особенности
(условия неживой природы, живые существа, взаимосвязи в природе) .
3. Каково значение природы этой
зоны для человека, ее использование.
4. Каково отрицательное влияние
человека на природу в этой зоне.
5. Как охранять природу зоны.
Тема: Природа и человек.
1. Каково значение природы.
2. Как люди решают экологические
проблемы России.
Тема: Охрана воздуха от
загрязнения.
1. Как зависит жизнь на Земле от
наличия воздуха.
2. Как охраняют чистоту воздуха.
Тема: Охрана вод.
1. Как зависит жизнь на Земле от
наличия воды.
2. Как охраняют воду.
Тема: Охрана почв.
1. Почему почвы плодородны.
2. Почему происходит разрушение
почв.
3. Как охраняют почвы.
Тема: Охрана леса.
1. Значение растений для животных
и человека.
2. Почему растения исчезают.
3. Как охраняют растения.
Тема: Охрана животных.
1. Какие животные погибли по вине
человека.
2. Как охраняют животных.
Тема: Организм человека и охрана
здоровья.
1. Почему человек считается частью
природы.
2. Как проявляется взаимосвязь в
организме человека.
3. Какие существуют нормы охраны
здоровья человека исходя из его анатомии, физиологии и гигиены.
Наряду с изучением существующего
учебника "Природоведения", дополняя его перечисленными выше вопросами
к существующем темам, и изучение шести тем краеведческого характера позволяет
стать ученикам более экологически грамотными. И в дальнейшем это будет
способствовать улучшению экологической обстановке как в Кузбассе, так и в
России.
БИБЛИОГРАФИЯ.
1. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо
Ж. Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. - М.: Педагогика, 1989.
2. Ушинский К. Д. Собр. соч. - М.,
1948, Т. 4.
3. Ушинский К. Д. Собр. соч. - М.,
1949, Т. 6.
4. Ушинский К. Д. Собр. соч. - М.,
1988, Т. 11.
5. Биологический энциклопедический
словарь./Под ред. Гилярова В. Н. М.: Советская энциклопедия, 1986.
6. Богданова О. С., Петрова В. И.
Методика воспитательной работы в начальных классах. - М.: Просвещение, 1980.
7. Бойко Н. Я., Гагина Т. Н., Тивяков
С. Д. Природоохранительное просвещение в школе. Охрана природы Кузбасса. -
Новосибирск, 1989.
8. Букин А. П. В дружбе с людьми и
природой. - М.: Просвещение, 1991.
9. Воспитание и развитие детей в
процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для
учителя./Составитель Мельчаков Л. Ф. - М.: Просвещение, 1981.
10. Дежкин В. Беседы об экологии.
- М.: Молодая гвардия, 1975.
11. Дре Ф. Экология. - М.:
Атомиздат, 1976.
12. Захлебный А. Н. На
экологической тропе. - М.: Знание, 1986.
13. Захлебный А. Н., Суравегина И.
Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. - М.:
Просвещение, 1984.
14. Эахлебный А. Н. Школа и
проблемы охраны природы. - М.: Педагогика, 1981.
15. Зверев И. Д., Суравегина И. Т.
и др. Экологическое образование школьников. - М., 1983.
16. Зверев И. Д. Экология в
школьном обучении. - М., 1980. С. 19.
17. Зыков И. В. Календарь природы.
- Кемеровское книжное издательство, 1963.
18. Измайлов И. В., Михлин В. Е.,
Шубкина Л. С. Биологические экскурсии. - М.: Просвещение, 1983.
19. Каленникова Т. Г. Природа и
ты: вопросы и задания по экологии. - Минск: Народная асвета, 1989.
20. Клепинина З. А., Мельчаков Л.
Ф. Природоведение. Учебник для 2 и 3 классов. - М.: Просвещение, 1987.
21. Кучер Т. В. Экологическое воспитание
учащихся. - М.: Просвещение, 1990.
22. Лось В. А. Человек и природа.
- М.: Политиздат, 1978.
23. Мамедов Н. М. Проблемы
экологии. - М.: Знание, 1989.
24. Маркович Д. Ж. Социальная
экология. - М.: Просвещение, 1991.
25. Олдан П. Г. Колокол тревоги. -
М.: Политиздат, 1990.
26. Пакулова В. М., Кузнецова В.
И. Методика преподавания природоведения. - М.: Просвещение, 1990.
27. Папорков М. А. Школьные походы
в природу. - М.: Просвещение, 1986.
28. Семейное воспитание. Краткий
словарь./Под ред. Гребенникова И. В., Ковинько Я. В. - М., 1990.
29. Сухомлинский В. А. Сердце
отдаю детям. - Киев: Радянская школа, 1972.
30. Экологическое образование
школьников./Под ред. Зверева И. Д., Суравегиной И. Т. - М.: Педагогика, 1983.
31. Эко-отклик./Под ред. Егорова
Л. В. - М.: Молодая гвардия, 1990.
32. Абдуллаев З. Экологическое
отношение и экологическое сознание.//Философские науки. -1991, N2, С. 186-190.
33. Апраушев А. В.
Эколого-педагогический кооператив "Юный натуралист".//Начальная
школа. -1989, N6, С. 73-79.
34. Берунка Е. В последнее время в
Алтайском крае с поразительной регулярностью рождаются дети: желтые, голубые,
фиолетовые, а теперь еще и лысые.//Семья. -1992,7-13 сентября, С. 18.
35. Боровская Л. А. Экологическая
направленность натуралистической экскурсии в условиях города.//Начальная школа.
- 1991, N8, С. 46-48.
36. Букин А. П. Какими вы станете?
//Народное образование. - 1989, N11, С. 122-133.
37. Губарь Е. Е. Птицы - наши
друзья. Утренник.//Начальная школа. -1984, N4, С. 69-70.
38. Деревянко В. А., Савельева С.
С., Бабанский И. Т. Уроки экологического творчества.//Начальная школа. -1989,
N12, С. 40-44.
39. Дерим-Оглу Е. Н., Томилина Н.
Г. Материалы к проведению экскурсии в смешанный лес.//Начальная школа. -1990,
N5, С. 28-34.
40. Ердаков Л. Н. Экологическая
сказка для первоклассников.//Начальная школа. -1992, N11-12, С. 19-22.
41. Жестова Н. С. Проведение
экскурсии в лес.//Начальная школа. -1991, N7, С. 30-34.
42. Жестова Н. С. Состояние
экологического воспитания учащихся.//Начальная школа. -1989, N10-11, С. 78-81.
43. Залыгин С. Экология и
культура.//Новый мир. -1992, N9, С. 3.
44. Зверев И. Д. Охрана природы и
экологическое воспитание.//Воспитание школьников. -1985, N6, С. 30-35.
45. Кириллова З. А. Экологическое
образование и воспитание школьников в процессе изучения природы.//Начальная
школа. - 1989, N5, С. 25-27.
46. Кэрнкросс Франсес. По зеленому
счету.//Новое время. - 1992, N1, С. 38.
47. Лебедев П. А. Думы павлышского
педагога.//Начальная школа. -1988, N9, С. 71-74.
48. Логовеева Г. П. Экологическое
воспитание первоклассников на уроках сельскохозяйственного труда.//Начальная
школа. -1990, N9, С. 45-50.
49. Лола В. Л. Учим воспринимать
эстетические свойства природы.//Начальная школа. -1988, N1, С. 25-27.
50. Матвеев А. КВН по
природоведению.//Начальная школа. - 1991, N6, С. 65.
51. Миронов А. В., Владыкина А. В.
Реализуем комплексную программу непрерывной экологической подготовки
студентов.//Начальная школа. -1989, N2, С. 74-79.
52. Миронов А. В. Усиление
экологической и профессиональной направленности вузовских природоведческих
дисциплин в подготовке учителя начальных классов.//Начальная школа. - 1990, N6,
С. 77-81.
53. Мудрый И. Н. Подготовка
учителей начальных классов к преподаванию природоведения.//Начальная школа.
-1986, N9, С. 62-65.
54. Петрицкий В. А. Экологизация
морали и этика.//Философские науки. -1990, N5, С. 103-106.
55. Пирог В. В. На лесной полянке.
Сказка о грибах.//Начальная школа. -1989, N5, С. 71-73.
56. Плешаков А. А. Изучение темы
"Будем беречь здоровье" в новом курсе природоведения.//Начальная
школа. -1991, N12, С. 29-32.
57. Плешаков А. А. Изучение темы
"Природа и мы" в новом курсе природоведения.//Начальная школа. -1991,
N8, С. 40-45.
58. Плешаков А. А. Изучение темы
"Сбережем воздух, воду, полезные ископаемые и почву" в новом курсе
природоведения.//Начальная школа. -1991, N9, С. 38-43.
59. Плешаков А. А. Изучение темы
"Сохраним удивительный мир растений и животных" в новом курсе
природоведения.//Начальная школа. -1991, N11, С. 24-29.
60. Плешаков А. А. Методические
основы нового учебника природоведения для 3 класса четырехлетней начальной
школы.//Начальная школа. -1991, N7, С. 30-35.
61. Плешаков А. А. Методические
основы нового учебника природоведения для 4 класса четырехлетней начальной
школы.//Начальная школа. -1993, N3, С. 63-67.
62. Плешаков А. А. Уроки из
учебника "Природоведение. 3 класс".//Начальная школа. -1989, N2, С.
31-35.
63. Плешаков А. А. Экологические
проблемы и начальная школа.//Начальная школа. -1991, N5, С. 2-8.
64. Попова Н. Н. Идет эксперимент.
Первые уроки по экспериментальному учебнику природоведения.//Начальная школа. -
1990, N4, С. 15-21.
65. Попова Н. Н. Изучение
природных сообществ в курсе природоведения.//Начальная школа. -1992, N9-10, С.
36-40.
66. Попович Ю. А. Делимся опытом
туристко-краеведческой работы с детьми.//Начальная школа. -1991, N4, С. 92-93.
67. Постникова Л. А. Роль опорных
схем в формировании природоведческих понятий.//Начальная школа. -1991, N2, С.
44-47.
68. Рычкова Г. Б. Проблема
выживания.//Педагогика. -1992, N7-8. С. 120.
69. Салеева Л. П. Опыт
экологического воспитания младших школьников.//Начальная школа. -1991, N4, С.
24-27.
70. Суравегина И. Т. Методическая
система экологического образования.//Советская педагогика. -1988, N9, С. 31-35.
71. Суравегина И. Т., Сенкевич В.
М., Кучер Т. В. Экологическое образование в школе.//Советская педагогика. -
1990, N12, С. 47-51.
72. Трусова Т. М. Воспитание любви
к природе.//Начальная школа. -1986, N8, С. 63-64.
73. Урсул А. Д. На пути к
информационно-экологическому обществу.//Философские науки. -1991, N5, С. 3-10.
74. Урсул А. Д. Перспективы
экоразвития.//Философские науки. -1991, N11, С. 183-190.
75. Урсул А. Д. Ускорение,
интенсификация, экология.//Философские науки. -1988, N4, С. 3-8.
76. Федотова В. Б. Неделя
природоведения.//Начальная школа. -1990, N3, С. 46-47.
77. Хафизова Л. М. Как знакомить
детей с правилами поведения в природе.//Начальная школа. -1988, N8, С. 40-46.
78. Хафизова Л. М. Экологическое
воспитание у младших школьников.//Начальная школа. -1989, N3, С. 33-34.
79. Холомкина А. И. Осенняя
экскурсия в парк.//Начальная школа. -1984, N9, С. 63-65.
80. Чумаков А. Н. К проблемам
глобалистики.//Философские науки. -1991, N12, С. 170.
|