К немногим достижениям последнего периода следует
отнести создание Министерства по чрезвычайным ситуациям и оснащение его
средствами ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий. В правительстве
разрабатывается ряд документов, определяющих экологическую политику страны.
Указом Президента от 1.4.96 г. утверждена Концепция перехода РФ к устойчивому
развитию, включающая проблемы охраны природы. Соответствующие разделы
представлены в Концепции социально-экономического развития до 2005 г. и
прогнозе социально-экономического развития на 1997-2000 гг. В Государственном
Комитете по экологии составляются План действий по охране окружающей среды и
природопользованию на 1998-2000 гг.. Регулярно публикуется Государственный
доклад о состоянии окружающей среды в стране. В 1992-1994 гг. разрабатывалась
Федеральная программа "Экологическая безопасность России", в
настоящее время продолжается разработка Государственных программ
"Безопасность населения и народнохозяйственных объектов в условиях риска
природных и техногенных катастроф", "Глобальные изменения природной среды
и климата" и др.
Однако, в противоречие с планами и декларациями,
природоохранные затраты постоянно сокращаются. До 1988 г. они превышали 1% ВНП,
в 1989 г. - 0,8, в 1994 г. - 0,6, в 1996 г. - 0,4. Для сравнения: США
затрачивают на охрану окружающей среды от 1,5 до 2% ВНП. Об отношении властей к
экопроблемам в известной мере свидетельствует преобразование природоохранного
министерства в Комитет (т.е. понижение статуса этого органа), упразднение
межведомственной комиссии по экобезопасности при СБ РФ, ликвидация как
самостоятельного федерального органа Госкомсанэпиднадзора.
|