Государство как политический суверен

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Государство как субъект экологического права » Государство как политический суверен


Государство - политический суверен и в качестве такового осуществляет верховную власть на соответствующей территории.

Внешняя сторона государственного суверенитета проявляется в статусе государства как субъекта международно-правовых экологических отношений. Право народов на неотъемлемый суверенитет над их естественными ресурсами было подтверждено в специальной Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (1962 г.). Сохранение и улучшение качества окружающей человека среды является долгом правительств всех стран (п. 1 Стокгольмской декларации по окружающей среде). Государства обладают суверенным правом на разработку своих собственных ресурсов в соответствии с их собственной политикой в области окружающей среды и развития, а также несут обязанность обеспечивать, чтобы деятельность, ведущаяся под их юрисдикцией или контролем, не причиняла ущерба окружающей среде других государств или районов, находящихся за пределами национальной юрисдикции (принцип 2 Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г.). С учетом того что различные государства в неодинаковой степени способствовали ухудшению состояния окружающей среды планеты, международное сообщество провозгласило, что они несут общие, недифференцированные по своей степени обязанности, но в то же время развитые страны признают ответственность, которая лежит на них, с учетом того бремени, которое налагают их общества на окружающую среду планеты, и тех технологий и финансовых ресурсов, которыми они обладают (принцип 7 той же Декларации). Примером особой ответственности отдельных стран является подход, заложенный в основу Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, в соответствии с которым обязательства по сокращению выбросов парниковых газов приняли на себя именно развитые государства, к которым отнесена и Российская Федерация.

Внутри страны государство как суверен осуществляет полномасштабное управление в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Государство представляет собой организацию политической власти в обществе и в этом качестве служит реализации общего, совокупного экологического интереса всех своих граждан. Как следует из смысла ст. 2 и 42 Конституции Российской Федерации, признание, соблюдение и защита права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду - обязанность государства. С точки зрения правоприменения, обязанности государства по охране окружающей среды, соблюдению и защите прав граждан на благоприятную окружающую среду должны быть прямо сформулированы в головном акте природоохранного законодательства. Соответствующая обязанность Правительства возложена на него Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" (ст. 18): Правительство России принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия. В актах текущего законодательства находит отражение круг обязанностей правоохранительных и специально уполномоченных органов. Однако широко известно и отмечается на официальном уровне то обстоятельство, что "органы исполнительной власти не в полной мере обеспечивают реализацию экологических прав граждан. Главная причина заключается в том, что при переходе к рыночной экономике сиюминутные экономические интересы возобладали над долгосрочными национальными интересами". Проблема ответственности государства перед своими гражданами за состояние окружающей среды заслуживает отдельного обсуждения.

Рассматривая государство в качестве субъекта экологических правоотношений, следует отметить также и его исключительные права - требовать от всех иных субъектов надлежащего соблюдения и исполнения их обязанностей, установленных законодательством требований и ограничений, и принадлежащее только ему (в лице соответствующих органов) право принуждения всех других субъектов к исполнению их экологических обязанностей.

Титулы территориального суверена и собственника природных объектов дают основание государству выступать "от имени окружающей среды" в отношениях, возникающих в связи с причинением экологического вреда.

Участие государства в отношениях по охране окружающей среды придает им публично-правовой характер.

Наконец, особенности государства как субъекта экологического права проявляются в том, что оно является постоянным участником - в зависимости от ситуации непосредственной или "третьей" стороной - экологических отношений.