Сущность прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства
Прокуроры осуществляют надзор за исполнением всего российского законодательства. Поскольку экологическое законодательство является составной частью этого законодательства, оно не может быть исключено из сферы прокурорского надзора. Надзор за исполнением экологического законодательства является одним из важнейших направлений в деятельности прокуратуры.
Содержание прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства может быть раскрыто путем рассмотрения характерных признаков, присущих прокуратуре и осуществляемой ею деятельности, а именно:
- надзор осуществляется ею от имени государства в лице его высших органов власти, которым через Генерального прокурора РФ подчинены органы прокуратуры;
- органы прокуратуры действуют на всей территории России и Вооруженных Силах Российской Федерации, обеспечивая единое понимание и единообразное применение законов;
- прокурорский надзор за исполнением законов распространяется на органы представительной и исполнительной власти, начиная с республиканского, областного и им равного уровня, все министерства, ведомства, предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности и подведомственности, в том числе и на те, которые осуществляют надзорные и контрольные функции, воинские части, а также на должностных лиц;
- прокуроры, реализуя свои надзорные полномочия, оценивают деятельность органов и должностных лиц и принимаемые ими решения только с позиции соответствия закону;
- прокуроры осуществляют надзор в пределах своей компетенции, независимо от других органов и должностных лиц;
- прокуроры действуют гласно, но в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод граждан, а равно государственной и иной охраняемой государством тайны;
- органы прокуратуры наделены наиболее широкими правами по выявлению нарушений законов и реагированию на выявленные нарушения, вплоть до возбуждения уголовного преследования в отношении лиц, совершивших преступления.
Предмет прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства
Исполнение экологического законодательства, как и всего российского законодательства, осуществляется в двух формах: а) применения, т.е. издания правовых актов и совершения многих других юридически значимых действий преимущественно должностными лицами, руководителями коммерческих организаций (активная форма); б) соблюдения, т.е. осуществления правомерного, в строгом соответствии с законами поведения всеми категориями должностных лиц, руководителей коммерческих организаций и граждан, и воздержание их от совершения действий, запрещенных правом (пассивная форма). Однако, заключая разного рода договора, совершая другие юридически значимые действия, граждане тем самым также исполняют законы в форме применения.
Практика работы прокуратуры свидетельствует, что экологическое законодательства наиболее часто нарушается в процессе его применения. В данном случае экологическое правонарушение совершается в форме действия. Поэтому, в первую очередь, эта форма исполнения законодательства находится в поле зрения прокуроров. Понятно, что действие может принимать крайнюю форму в виде, например, умышленно совершаемых противоправных деяний как-то: самовольный порубки деревьев, браконьерства, залпового выброса или сброса токсичных веществ в окружающую природную среду (прямой умысел).
Коль скоро правонарушение совершено, хотя в результате бездействия, имеются основания для вмешательства прокурора. Дело в том, что основанием вмешательства прокурора являются любые данные, сведения (сигналы), свидетельствующие о нарушениях экологического и иного законодательства. Иными словами, прокурор начинает применять свои полномочия при получении сведений о любых отклонениях от требований действующих законов в целях восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц и государства в том числе, т.е. возвращения сторон в первоначальное положение, предшествующее нарушению.
Перейти на страницу: 1 2 3
|