В России в XIX в., особенно после отмены крепостного права, возникла острая необходимость проведения мероприятий по охране природы в государственных масштабах в связи с интенсивно вырубавшимися лесами европейской части страны, по защите почв от эрозии вследствие расширения сельскохозяйственных площадей, по предотвращению чрезмерной добычи пушных и других промысловых животных, птиц, рыбы. К началу XX в. на территории государства насчитывалось 5 заповедников. Появились научные обобщения, которые служили основой природоохранных мероприятий (работы А. И. Воейкова, В, В. Докучаева и др.). Большой вклад в дело охраны природы внесла Постоянная природоохранительная комиссия, созданная в 1912 г. при географическом обществе. Она была инициатором создания первого закона о заповедниках (1916 г.). Обеспокоенные судьбой национальных богатств передовые ученые в канун Октябрьской революции внесли на рассмотрение Государственной думы разработанный ими проект общего закона об охране природы России. В первые годы советской власти были подписаны декреты «О земле» (1917 г.), «О лесах» (1918 г.), «О недрах земли» (1920 г.), «Об охране памятников природы, садов и парков» (1921 г.), осуществлялись и другие мероприятия. В 1925 г. ВЦИК РСФСР образовал межведомственный государственный комитет по охране природы с комиссиями в краях и республиках, просуществовавший до 1933 г. Насущные проблемы природопользования, ставшего на путь индустриального развития советского государства, обсуждались на созванном в 1933 г. I Всесоюзном съезде по охране природы. Несмотря на трудный период, к сороковым годам законодательными актами регулировались почти все вопросы, связанные с использованием и охраной природных ресурсов. В стране расширялась сеть заповедников. После Великой Отечественной войны природоохранная работа приняла широкий размах. Самым крупным событием этого периода стало постановление ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР (1948 г.), вошедшее в историю как «План преобразования природы» и т. д.
В дальнейшем также принимались различные шаги, направленные на усиление природоохранной деятельности. Однако уже всем было очевидно, что с глобальными проблемами невозможно справиться действуя разобщено и, в результате, стали возникать международные организации занимающиеся природоохранной деятельностью.
Таким образом, проблема защиты окружающей среды приобретает приоритетный характер в международных отношениях, поскольку от перехода к новому типу развития, разумному с природоохранительной и гуманистической точки зрения, зависит сохранение жизни на земле.
Сначала меры по защите природы были внутренним делом каждого государства, создавались специальные органы: комитет по охране окружающей среды (ФРГ), Министерство по охране окружающей среды (Великобритания, Франция), Агентство по защите окружающей среды (США). По мере увеличения угрозы безопасности биосферы и осознания того, что природа не знает границ, оживляется международная природоохранная деятельность.
В 1948г. по инициативе ЮНЕСКО был создан международный союз по охране природы и природных ресурсов (МСОП). МСОП
- Международный союз охраны природы - Всемирный союз охраны природы - International Union for Nature Conservation (IUCN) – The World Conservation Union. Участники: более 952 члена из 139 стран мира (74 правительства, 111 правительственных организаций, 731 НПО, 36 ассоциированных членов, не имеющих права голоса). Цели: влияние, поддержка и помощь организациям мира в деле сохранения целостности и разнообразия природы; обеспечение разумного и экологически устойчивого использования природных ресурсов. Основная деятельность: осуществление мониторинга природоохранной деятельности; разработка требований по охране природы для использования местными организациями; составление планов действий на различных уровнях; содействие мерам, принимаемым правительственными и неправительственными организациями в области охраны природы; распространение информации через сеть МСОП; предоставление помощи и консультаций.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|