Государственное регулирование использования животного мира

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Охрана животного мира » Государственное регулирование использования животного мира


Законодательством Российской Федерации об охране и использовании животного мира регулируются отношения в области охраны и использования диких животных, обитающих в состоянии естественной свободы на суше, в воде, атмосфере и почве, постоянно или временно населяющих территорию страны или относящихся к естественным богатствам континентального шельфа. В отличие от этого отношения в области использования и охраны сельскохозяйственных и других домашних животных, а также диких животных, содержащихся в неволе или полувольных условиях для хозяйственных, культурных, научных, эстетических и иных целей, регулируются иным законодательством, в котором устанавливается соответствующая ответственность за нарушение правил по охране, содержанию и использованию указанных животных.

Гражданским кодексом РФ животные отнесены к объектам гражданских прав (гл.6 подразд.3), а общие правила об имуществе распространены на животных постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное (ст. 137). Главная новизна видится не в том, что животные объявляются почти полноценными объектами собственности – изъятие из состояния естественной свободы животные и раньше могли считаться принадлежащими гражданам на праве личной собственности. Принципиальным можно считать то, что, во-первых, в связи с отменой общенародной собственности на природные ресурсы животный мир в естественном состоянии также может находиться, как и другие виды природных ресурсов, в собственности граждан и юридических лиц; во-вторых, в ГК РФ достаточно много уделяется внимания характеру обращения с животными, что можно считать опосредованным весомым вкладом в охрану окружающей среды и ее элементом.

Как бы ни решался в дальнейшем вопрос о возможности нахождения диких животных, как и водоемов, участков леса и некоторых других элементов окружающей среды, в собственности граждан и юридических лиц с возможными ограничениями и изъятиями, наличие самой среды обитания животных во владении, пользовании и распоряжении не только государства, но и иных субъектов права собственности становится фактом: земельные участки переходят в собственность граждан и ими осуществляется рыболовство, охота и иные виды пользования животным миром. Поэтому на повестку дня встает вопрос об обеспечении таких требований, которые бы предупредили отрицательное воздействие на состояние окружающего мира: имеются ввиду сохранение видового многообразия животных, условий размножения и путей миграции, сохранение целостности естественных сообществ, рациональное использование животных в целях получения продуктов их жизнедеятельности.

Проблема осложняется тем, что Конституцией РФ животный мир не упоминается. К ведению Российской Федерации отнесены гражданское законодательство, определение статуса и защита территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации. В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится природопользование, охрана окружающей среды, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, разграничение государственной собственности.

Вопросы собственности на животный мир можно отнести к вопросам собственности на «другие природные ресурсы», но конкретное перечисление отраслей природоресурсного, экологического законодательства без упоминания среди них законодательства о животном мире позволяет делать неоднозначные выводы об отнесении этого законодательства к чьему-то ведению.

Перейти на страницу: 1 2 3 4