Государственное регулирование использования животного мира

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Охрана животного мира » Государственное регулирование использования животного мира


Некоторые субъекты Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты по вопросам собственности на природные ресурсы, в том числе на животный мир, охотничьего хозяйства, рыболовства, лесного хозяйства, водопользования. Вопросы распоряжения и использования животного мира и других природных ресурсов, представляющих значительные материальные ценности, приобретают более острый характер. Поскольку разграничение государственной собственности относится к совместному ведению Федерации и ее субъектов, а животный мир ранее относился к исключительной государственной собственности и до сих пор до конца не разграничен, предстоит долгий и непростой путь определения, прежде всего на предусмотренных договорных началах, что же остается в собственности Федерации, а что отходит в собственность ее субъектов (многие склонны считать наоборот: что отходит к Федерации, а что остается в ее субъектах. Основанием этому послужила предыдущая законодательная формула о том, что земля и другие природные ресурсы принадлежат народам, населяющим соответствующую территорию. Масштаб, уровень этой «соответствующей территории» не определен окончательно юридически до сих пор).

Могут быть предложены варианты решений, исходящие из приоритетности охраны окружающей среды, из анализа интеграционных экологических процессов, наблюдаемых в странах Западной Европы и Северной Америки. Отнесение животного мира к элементам окружающей среды, природопользования, к экологической безопасности позволяет федеративному государству более комплексно и всесторонне решать проблемы владения, пользования и распоряжения животным миром путем принятия федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на основе ч.2 ст.76 Конституции РФ.

Новая ситуация складывается в этой области в связи с принятием нового Гражданского кодекса, которым животные не делятся на диких или домашних и, следовательно, находящихся в собственности исключительно государства или граждан. Равенство участников гражданского оборота предполагает равенство их прав и обязанностей в осуществлении владения, пользовании и распоряжения как животными, так – если сохранять устоявшуюся терминологию – и животным миром. Произвольное вмешательство кого-либо в эти частные дела должно пресекаться, а нарушенные права восстанавливаться.

Возможно, при дальнейшем развитии гражданского законодательства, отнесенного к ведению Российской Федерации, эти вопросы могут получить более полное отражение, по крайней мере там, где касаются охраны окружающей среды. Этому способствует и отнесение к федеральной компетенции установления основ федеральной политики и федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации (п. «е» ст.71 Конституции РФ).

В любом варианте решения и направления регулирования охраны и использования животного мира, животных необходимо учитывать:

а) право собственности граждан и юридических лиц на природные ресурсы;

б) необходимость обеспечения единого экологического пространства на территории страны и прилегающих к ней территориях;

в) интересы Федерации и ее субъектов.

Проблема непростая сама по себе осложняется не разработанностью процесса выработки, обсуждения, согласования, вступления в силу актов по вопросам совместной компетенции Федерации и ее субъектов. На примере лишь одного из природных ресурсов видна трудность обеспечения его рационального использования и охраны окружающей среды в условиях перехода от монопольной собственности государства к разнообразным формам собственности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4