Материалы » Шпаргалки по экономике природопользования » Предложение: ценовые и неценовые факторы предложения. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы времени.
Предложение возникает, если экономический субъект готов произвести сделку по продаже данного товара.Величина (объем) предложения — это количество товара, которое продавцы хотят и имеют возможность продать на рынке по каждой из возможных цен. Величина (объем) предложения определяется максимальным количеством товара, приготовленного для продажи за данный период времени при данных условиях.
Предложение можно представить в виде: таблицы, функции, графика.
Таблица (шкала предложения) показывает какое количество товара, предлагается к продаже по каждой конкретной цене (например, мороженое "пломбир" в вафельных стаканчиках):
Цена Р (руб.) |
Объем Q (тыс. шт.) |
1 |
1 |
2 |
3 |
3 |
5 |
5 |
7 |
Функция предложения (supply function) — зависимость объема предложения от определяющих его факторов.
Функцию предложения в общем виде можно представить следующим образом:
Qd = f(P, Pa, Pb,
С
, Ta (Su), Z …)
где Р – цена данного товара, PR — цены на ресурсы; Pa, Pb — цены на другие товары (взаимодополняемые или взаимозаменяемые при их производстве); Pe — ожидания производителей; (С) - издержки производства, которые определяются воздействием изменения технологий, цен на ресурсы и т.д.; Та — налоги (Su —дотации и субсидии); Z — природно-климатические условия и условия производства. Функция предложения от цены как частный случай функции предложения и др.
QS = f(Р)
выражает зависимость объема предложения от цены при неизменности прочих факторов;
Кривая предложения (график предложения) показывает зависимость между ценой товара и величиной его предложения (рис. 10.4).
Рис. 10.4. Кривая предложения
С ростом ценырастет объем продаж, т.е. величина(объем) предложения
увеличивается. Происходит движение по кривой предложения от одной точки (т.А) к другой (т.В). Эту зависимость выражает закон предложения: при прочих равных условиях с ростом цены растет объем производимой (предлагаемой) продукции (товаров). Производители (продавцы) склонны произвести и предложить на рынок товаров тем больше, чем выше их цена и тем меньше, чем меньше их цена.
Рассмотрим неценовые факторы
, влияющие на предложение.
1. Цены на другие товары.
Изменение цен на другие товары будет влиять на объем предложения в зависимости от следующих обстоятельств:
а) способности производителей переключиться на производство более выгодного товара, если эти товары являются взаимозаменяемыми при их производстве;
б) изменения цен на совместно производимые товары. Например, если подорожают шкурки кролика, то предложение его мяса увеличится (кривая предложения мяса сдвинется вправо) .
Изменения в издержках производства.
а) цены на ресурсы. В силу разных причин цены на ресурсы могут расти и фирма будет вынуждена сократить объем продаж. Например, если цены на энергоносители возрастут, то возрастут и издержки производства данного блага и производители (продавцы) будут вынуждены сократить объем выпуска (кривая предложения сдвинется влево).
б) технология производства. Внедрение новых технологий приводит к снижению издержек. Например, внедрение компьютерных программ по управлению фирмой позволяет значительно снизить издержки, повысить производительность труда.
|