К тому же, избавив себя от большинства межвидовых факторов борьбы за существование, люди, вопреки собственным нравственным законам, не только не поступились внутривидовой борьбой, но так трансформиро-вали атавизмы межродовой и межплеменной вражды, что отбор стал идти отнюдь не на лучшие человеческие качества. И уж тем более не на умственную одаренность, особенно, если иметь в виду войны, революции и антиин-теллектуальный террор тоталитарных режимов.
Можно было бы говорить о физической одаренности человека, но физическое развитие подавляющей массы людей нарушает закон отрицательной корреляции между численностью и размерами тела: современный человек гораздо крупнее своих предков. Биологически это мало оправдано, зато создает дополнительные экономические трудности. Увеличение размеров тела человека пришлось в основном на тот период, когда объем мозга уже перестал нарастать. Эта связь отсутствует и при современной акселерации. Что касается таких физических данных, как сила и выносливость, то антропологи отдают предпочтение предкам современного человека. При этом не имеются в виду достижения современного спорта, становящегося все более элитарным. Впрочем, по многим олимпийским видам атлетики выдающиеся рекордсмены проиграли бы животным.
Воспитанность. Утраты или недостатки в сфере врожденных качеств могут быть отчасти скомпенсированы воспитанием — обучением, образованием, объемом и качеством знаний и навыков. Но лишь в той мере, в какой они не зависят от здоровья и врожденных качеств человека. Для современного общества характерно ослабление индивидуализации воспитания, воспитательной роли родителей и роли нравственных и этических традиций. Гораздо большее влияние на возможности воспитания оказывает создаваемая обществом информацион-ная среда.
Если возникновение речи ускорило развитие знакового кодирования в мозге человека, то возникновение письма, а затем и печатного текста на фоне прекращения развития мозга замедлило развитие устной речи и стало препятствием для взаимодействия языков. Телефон нанес ущерб эмоционально-информационной стороне непосред-ственного человеческого общения. А телевидение еще больше исказило восприятие информации, переведя в режим облегченного «зрительного ряда» давление централизован-ной пропаганды, рекламы, низменной поп-культуры, отняв у школы, книг и подлинного искусства значительную часть принадлежавшей им информационной ёмкости молодого поко-ления. Очередную опасность представляет персональный компьютер. Конечно, на качество людей действуют и многие другие социальные факторы.
9) Социальные следствия большой численности людей?
Социальные следствия большой численности людей. Они выступают прежде всего как проявление закона «на всех не хватит». Они тесно сопряжены с экономикой. Еще задолго до демографического взрыва из-за географической и этнической разделенности и врожденной ксенофобии люди утратили инстинкты видовой общности и видового самосохранения. Эта утрата до сих пор не восполнена ни «общечеловеческой моралью», ни «коллективным разумом» человечества.
Сложившаяся неодинаковость условий и качества жизни разных популяций, становление этносов, религий и классовых обществ, возникновение «цивилизационных разломов» (Моисеев, 1994) привели в конечном счете к очень глубокой экономической и социальной дифференциа-ции разных частей человечества. Пройдя через всю историю людей, это неравенство не смягчилось, а стало даже более контрастным, так как цивилизация все время наращивала разрыв между максимальными возможностями получения благ и их реальной доступностью для многих людей. Степень неравенства жизненных шансов у людей такова, какой никогда не бывает в природе в пределах одного стабильного вида животных. Это еще один источник самоконфликтности человечества.
Исторически очень быстрое увеличение народонаселения серьезно обострило социальную и социально-психологичес-кую ситуацию в мире. Потому что прирост происходит в основном за счет людей, которым недоступны высокие стандарты благополучия, но которые уже знают о них благодаря средствам массовой информации. Недоступность высокого качества жизни обусловлена низким уровнем социально-экономического развития многих стран и постоянным относительным сокращением и качественным искажением мирового рынка труда.
В настоящее время численность экономически активного населения, т.е. людей, которые непосредственно участвуют в производстве и распределении материальных благ, не превышает одного миллиарда и составляет не более 55% трудоспособного населения планеты. Другими словами, каждый работающий обеспечивает себя и еще пять человек. Но это при относительно низкой средней производительности труда. По мере ее повышения часть трудовых ресурсов перемещается в сферу обслуживания, но общий уровень занятости все же заметно снижается.
|