Автотранспорт является одним из крупнейших загрязнителей атмосферного воздуха. В России на его долю в середине 90-х годов приходилось 80% выбросов свинца, 59% - оксида углерода, 32% - оксидов азота.
В Российской Федерации насчитывается более 150 городов с превалирующим вкладом выбросов автотранспорта в валовые выбросы (более 50%). В таблице 1 приведен список крупных городов с превалирующим вкладом выбросов автотранспорта в валовые выбросы более 50% при величине выбросов от автотранспорта не менее 50 тыс. тонн в год, и средние концентрации загрязняющих веществ в атмосфере этих городов.
Имеющиеся данные свидетельствуют, что практически во всех перечисленных в таблице 1 городах наблюдаемые содержания оксида углерода определяются выбросами автотранспорта.
Иначе обстоит дело с загрязнением атмосферы оксидами азота. В таких индустриальных центрах, как С.-Петербург, Новосибирск, Ижевск, Самара, выбросы оксидов азота автотранспортом не превышают 30% суммарного выброса этих веществ. Основной вклад в загрязнение окислами азота здесь принадлежит промышленным и энергетическим отраслям экономики.
К числу приоритетных загрязнителей атмосферы, поступающих в городскую атмосферу с отработавшими газами автомобилей, относятся свинец, бенз(а)пирен, летучие углеводороды. На долю первого из них приходится более 50% экономического ущерба от загрязнения атмосферы автотранспортом. Содержание бенз(а)пирена, одного из сильнейших канцерогенов, в атмосфере 17-ти (из 23 перечисленных в таблице 1 городов превышает предельно-допустимые нормы.
Даже в условиях экономического спада загрязнение природных сред в городах, как показывают наблюдения, не уменьшается. Это связано с особенностями автотранспорта как источника выбросов и сбросов загрязняющих веществ в атмосферу, отличающими их от стационарных (промышленных) источников выбросов.
Таблица 1
Города с превалирующим вкладом выбросов автотранспорта в валовые выбросы более 50% при величине выбросов от автотранспорта не менее 50 тыс. тонн в год и загрязнение атмосферы
Город |
% вклада выбросов автотранспорта |
Средняя концентрация загрязняющих веществ (мг/куб.м) |
|
Валовые выбросы |
СО |
NOx |
С |
NO2 |
NO |
БП |
НСОН |
С*/ |
Армавир |
90 |
- |
- |
3 |
0,03 |
0,04 |
- |
- |
- |
Йошкар-Ола |
89 |
96 |
87 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Сочи |
84 |
94 |
87 |
3 |
0,02 |
0,04 |
0,3 |
- |
- |
Тюмень |
84 |
88 |
28 |
1 |
0,02 |
0,01 |
4,2 |
0,009 |
- |
Тамбов |
81 |
96 |
61 |
1 |
0,07 |
0,04 |
2,2 |
- |
- |
Воронеж |
78 |
94 |
66 |
1 |
0,04 |
0,01 |
2,3 |
0,008 |
0,01 |
Туапсе |
78 |
- |
- |
3 |
0,02 |
- |
- |
- |
- |
Краснодар |
74 |
91 |
63 |
3 |
0,05 |
0,03 |
2,8 |
0,019 |
- |
Махачкала |
72 |
92 |
58 |
2 |
0,04 |
0,02 |
7,5 |
- |
- |
Томск |
71 |
92 |
58 |
1 |
0,04 |
0,01 |
2,6 |
0,005 |
0,02 |
Ростов - на - Дону |
67 |
85 |
36 |
2 |
0,04 |
0,14 |
4,8 |
0,002 |
0,06 |
Екатеринбург |
67 |
85 |
36 |
1 |
0,03 |
0,03 |
3,7 |
0,01 |
0,03 |
Москва |
66 |
97 |
41 |
2 |
0,08 |
0,13 |
1,1 |
0,01 |
0,01 |
Астрахань |
65 |
90 |
38 |
2 |
0,03 |
0,02 |
0,5 |
0,004 |
0,05 |
Пенза |
64 |
84 |
39 |
2 |
0,03 |
0,02 |
0,1 |
0,005 |
- |
С.-Петербург |
56 |
88 |
27 |
3 |
0,06 |
0,03 |
2 |
0,004 |
- |
Белгород |
56 |
75 |
45 |
1 |
0,02 |
0,02 |
1 |
0,002 |
- |
Новороссийск |
56 |
92 |
78 |
2 |
0,04 |
0,02 |
1,5 |
0,01 |
- |
Ижевск |
56 |
80 |
22 |
1 |
0,03 |
0,02 |
2,1 |
0,004 |
- |
Оренбург |
53 |
87 |
43 |
1 |
0,05 |
0,03 |
2,2 |
0,002 |
- |
Улан-Удэ |
53 |
79 |
33 |
4 |
0,06 |
0,03 |
12,8 |
0,005 |
- |
Самара |
51 |
84 |
27 |
2 |
0,04 |
0,02 |
1,2 |
0,019 |
- |
Новосибирск |
50 |
87 |
30 |
1 |
0,05 |
0,02 |
4 |
0,01 |
0,04 |
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|