3. Управление риском, которое предусматривает перевод аналитических результатов оценки риска в организационно-технические решения. Цель управления риском состоит в определении очередности решений проблем риска, нахождения средств повышения безопасности и в оптимальном распределении ресурсов на безопасность.
В общем случае риск можно выразить как РИСК = ВЕРОЯТНОСТЬ х ПОСЛЕДСТВИЯ (УЩЕРБ)
Применительно к объектам транспорта в области управления экологическим риском следует считать:
- оценку отдаленных последствий для населения и окружающей среды от систематических выбросов загрязняющих веществ при нормальном функционировании объектов;
- оценку аварийной опасности объектов, в том числе при транспортировке опасных грузов на дорогах, железнодорожных магистралях, речных и морских путях.
В рамках отраслевых разработок в области транспортной экологии созданы методики, позволяющие оценивать и прогнозировать экологический риск функционирования объектов транспорта и улично-дорожной сети как в штатном, так и в аварийном режимах.
Транспортировка опасных грузов (более 2000 наименований по международным нормативам) производится повсеместно и представляет серьезную угрозу населению и окружающей среде.
Для оценки экологического риска при перевозках опасных грузов (ОГ) различными видами транспорта предложена методика, в которой учитываются следующие две группы факторов, определяющие экологический риск при перевозке опасных грузов: факторы, влияющие на аварийность при транспортировке ОГ и факторы, определяющие последствия аварии для окружающей среды.
К первой группе факторов относятся:
- характеристика транспортного пути;
- параметры дорожного путевого движения;
- параметры, характеризующие водителей транспортных средств.
Вторую группу факторов представляют:
- параметры окружающей среды по маршруту следования транспорта с ОГ;
- параметры аварии и физико-химические и токсикологические свойства ОГ;
- масштабы распространения опасных веществ в окружающей среде и последствия их воздействия на население и природную среду.
Общий алгоритм расчета экологического риска при транспортировке опасных грузов на автомобильном, железнодорожном, речном и морском транспорте, связанного с загрязнением окружающей среды, выглядит следующим образом:
R = P х (a1 х a3 + a2 + a4 + a5),
где P - вероятность аварии при транспортировке ОГ соответствующим видом транспорта (средняя для отрасли);
a1 - коэффициент экологической опасности вредных веществ, поступающих в атмосферу при аварии;
a2 - параметр аварийности транспортного пути;
a3 - параметр экологической уязвимости той или иной территории по маршруту следования транспорта с ОГ;
a4 - коэффициент опытности водителя;
a5 - коэффициент экологической опасности вредных веществ, поступающих при аварии в водную среду.
Маршрут перевозки опасного груза, проходящий по конкретным линиям транспортной сети, разбивается на однородные отрезки пути по следующим двум параметрам: во-первых, по параметру аварийности транспортного пути (а2) и, во-вторых, по параметру экологической уязвимости территории, по которой пролегает маршрут (а3).
Интегральная оценка экологического риска выполняется для одного вида опасного груза. В случае, если перевозится одновременно несколько видов ОГ, интегральная оценка риска получается путем суммирования рисков для отдельных веществ.
Разработанные методики оценки экологического риска являются важным инструментом в управлении экологической безопасностью транспорта и совершенно необходимы для экологического страхования транспортировки опасных грузов или других видов деятельности. Качество атмосферного воздуха в городах России.
Диоксид азота.
Часть выбросов оксида азота трансформируется в диоксид азота.
При небольших концентрациях диоксида азота наблюдается нарушение дыхания, кашель. ВОЗ рекомендовало не превышать 400 мкг/м3, поскольку выше этого уровня наблюдаются болезненные симптомы у больных астмой и других групп людей с повышенной чувствительностью. При средней за год концентрации, равной 30 мкг/м3 увеличивается число детей с учащенным дыханием, кашлем и больных бронхитом.
Средние концентрации диоксида азота заметно возрастают с севера на юг вследствие влияния солнечной радиации на фотохимические реакции перехода оксидов азота в диоксид. На широтах выше 550 с. ш. средние концентрации диоксида азота превышают 40 мкг/м3 (1ПДК) только в городах со значительными выбросами: в Березниках (55 мкг/м3), Братске (79 мкг/м3), Екатеринбурге (52 мкг/м3), Москве (100 мкг/м3), Магнитогорске (99 мкг/м3), Новосибирске (51 мкг/м3), Перми (47 мкг/м3), Санкт-Петербурге (70 мкг/м3), а также в Магадане (78 мкг/м3), где значительны средние концентрации оксидов азота природного происхождения. В более южных городах средние концентрации во всех городах выше 40 мкг/м3, 00">наибольшие концентрации отмечены в крупнейших городах: во Владивостоке (80 мкг/м3), Липецке (96 мкг/м3), Рязани (64 мкг/м3), Саратове (66 мкг/м3), Сызрани (78 мкг/м3),Ульяновске (120 мкг/м3), а также в Петропавловске-Камчатском и Южно-Сахалинске, где значительны природные выбросы оксидов азота.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|