Выдающийся российский мыслитель В.И. Вернадский говорил о наступлении эпохи ноосферы, когда человечество в целом возьмет на себя ответственность за дальнейшую судьбу биосферы Земли. Как понимать это утверждение? Как веру в способность человечества к управлению не только своим собственным развитием, но сопряженным процессом трансформации биосферы? Как уверенность в том, что эти совместные изменения будут происходить сознательно, на страх и риск и "под личную ответственность" человечества?
Многие теории построения наилучшего, справедливого устройства общественной жизни обернулись утопией. Большую роль в этом сыграла вера в науку, в научный метод познания, вера в возможность рационалистически детерминированного действия, приводящего к заранее известным последствиям. Открытия квантовой механики значительно поколебали эту уверенность.
Какого рода систему представляет собой человеческое общество? Насколько способны достижения современной науки адекватно описать поведение этой системы? Поиск ответов на эти вопросы - только часть проблемы описания поведения общества. Другая часть заключается в том, что огромная степень незнания присутствует во всей системе знаний человечества, поскольку все точные науки (а в некотором смысле - и естественные) до самого последнего времени последовательно изгоняли из своих структур человека и человеческое как синоним неточности и неконкретности. Речь идет о невозможности определения сущности человека, соотношений разумности и неразумности, добра и зла, лежащих в основе его природы, и, соответственно, понятий о том, что составляет счастье человека. В отношении же человечества неопределенность многократно усиливается. Человечество не сводится к простым идеализациям - ни к модели биологического вида, стремящегося к выживанию любой ценой, ни к образу общины, занятой совершенствованием духа. Не отвечая на категории долженствования, выдаваемые той или иной научной или религиозной теорией, человечество движется путем эволюционного развития.
Задумаемся о том, в какой мере разумность присуща не только отдельному человеку, но и обществу в целом. Рассуждая об этом, за точку отсчета примем вопрос: что мы понимаем под разумностью человека?
Философы говорят, что рождение человеческого существа происходит за гранью биологии, в тот момент, когда происходит его включение в круг искусственной природы, природы человеческого общения, устанавливающей между людьми не биологические связи, а духовные. Такие связи в виде тех или иных традиций, ритуалов, установлений поддерживают существование этого искусственного мира, не дают ему рассыпаться на инстинкты, самоподдерживают мир человека - единственный мир, в котором человек может быть человеком, поскольку, "предоставленный самому себе и не защищенный от самого себя человек может только себя уничтожить, что он и делает всю историю" (М. Мамардашвили).
Таким образом, установление связей между людьми, на которые потом наращиваются всё новые и новые связи, стягивающиеся в тугой клубок отношений, структурированных вокруг "стержней", позволяющих человеку возвышаться над собственной животной природой и совершенствоваться, "стержней", удерживающих общество, - это и есть тот процесс, который выделил человека как существо, поддерживающее свое пребывание в человеческом состоянии (и само свое существование) включенностью в систему общественных связей. Возможно, это относительно устойчивое состояние и следует считать разумностью.
Рассуждая об определении разума, стоит вспомнить слова Людвига фон Берталанфи о том, что "жизнь - это скорее процесс, чем явление". Аналогично и разум - скорее процесс, чем свойство, процесс, который нуждается в непрерывном поддержании. Символами разума издавна выступали свет, огонь, существующие, как известно, только в движении. Круг света у первобытного костра очертил полосу отчуждения между человеком и природой. Поддерживая "огонь" на протяжении многих тысяч лет, наши предки научились поддерживать самих себя в том состоянии, для которого этот "огонь" может быть полезен. И такое поддержание продолжается во всех институтах, порожденных человеческим обществом, прежде всего в системе воспитания человека другими людьми - родителями, близкими, учителями.
Самоподдерживающийся процесс, который формирует человека и само общество, имеет объективное происхождение. Если выделить этот процесс и понять его место в мире, в котором мы живем, то можно будет говорить и о познаваемости путей развития мира и одного из его компонентов - человеческого общества.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|