Разумность человечества - старый добрый миф

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Разумность человечества - старый добрый миф


Говорить о том, что человеческое общество должно на себя взять ту или иную функцию - функцию ли регламентации отношений с природой, функцию ли управления природой вообще (т.е. вхождение в состояние ноосферы), можно только в том случае, если обществу вообще присуще брать на себя какие бы то ни было функции, касающиеся управления собой и трансформации самого себя. Существование силы, управляющей обществом, достаточно очевидно - это институт власти. Но не менее очевидно, что несомненно разумные субъекты власти в целом ведут себя по отношению к своему объекту совершенно неразумно - уничтожая и разрушая то, что накоплено, пусть несовершенным, но уже пройденным путем предыдущего развития. Яркий пример такого "функционирования" власти в нашей стране мы наблюдаем последние 10 лет. И это далеко не единственный пример того, как суммарное поведение коллектива вполне разумных (по отдельности) людей не только не укладывается в рамки здравого смысла - поведение такого коллектива зачастую лишено смысла вообще.

Именно поэтому возникает вопрос о доказательстве того, что обществу в целом может быть присуща разумность, т.е. именно то качество, которое поддерживается в человеке путем его общественного существования. И если это только временная разумность, сменяющаяся периодами общественного безумия, то это тоже надо доказать и показать, на что мы реально можем рассчитывать, какие инварианты сохраняются во времена деструктивного безумия и где с учетом этого надо сосредоточивать усилия.

Предсказанную В.И. Вернадским эпоху ноосферы можно представить себе как общество, основной узор стержней которого сплетается в новую сущность - "экологическое лицо" этого общества. Это общество должно обеспечить состояние непротиворечивости человека и природы в той мере, в какой это вообще возможно, ту гармонию соразвития, которая и составляет суть ноосферы.

Достижимость такой гармонии в современном обществе, раздираемом бездной противоречий, вызывает серьезные сомнения.

Подобно хвосту скорпиона, экологические проблемы, составляющие шлейф развития цивилизации, способны поразить насмерть саму цивилизацию. И то, что "стержень" сдерживания человека в отношениях с природой, ограничения степени его свободы должен возникнуть - тоже достаточно очевидно и не вызывает вопросов. Вопрос же заключается в том, как найти ту меру сдерживания, которая не остановила бы человечество в его развитии, не заставила бы его жить в концлагерях для предотвращения "нежелательных контактов" с природой, не сломала бы нравственный стержень личностного отношения человека к окружающему миру, к обществу в том числе.

Для ответа на поставленный вопрос предлагаются различные подходы. Это и предложение "взять в союзники мудрость Матери-Природы", пойти по пути растворения в природе, возвратиться в состояние неконфликтности; это и идеи об изменении вектора развития человечества - отказе от техногенной цивилизации и переходе либо на биологические (биоцивилизация), либо на информационные (киборги) рельсы. Наибольшее распространение сегодня получила "концепция устойчивого развития", согласно которой следует регламентировать каждый вид деятельности человека, исходя из весьма ограниченного набора рецептов, для осуществления идеи сохранения, поддержания природы в состоянии, пригодном для потомков.

Концепция устойчивого развития, рожденная на уровне идей, общих для всего человечества, сегодня активно продвигается в каждый регион, город, поселок и даже дом для ее скорейшего воплощения. Но иные ее преподносят как путь для перехода к ноосфере. И здесь вновь появляется сомнение - может ли быть рационально детерминирован путь развития человечества?

Век XIX был увлечен анализом материального производства, материальных потоков, которые сопровождают существование любого общества. Наряду и почти одновременно с введением в науку закона сохранения и преобразования энергии родился и приобрел силу учения закон о смене общественно-экономических формаций.

Сегодня, на рубеже века XXI, на первый план выходят информационные потоки, точнее, рельефно проявляется именно информационная, а лучше сказать - ментальная сторона общественного бытия. Материальные потоки экономики, так же, как трофические цепи в биосфере, действительно могут служить определенной привязкой к конкретным условиям существования той или иной системы (экономической или экологической). Но пределы устойчивости систем, как правило, определяются по отношению к внешним воздействиям - например, вмешательству политики в экономику, равно как вмешательству человеческого общества в биосферу. И в том, и в другом случае в ход некоторых объективных процессов вмешивается фактор, который принято классифицировать как субъективный - человеческий. И этот субъективный фактор может приводить ко вполне объективным следствиям. Так, курс на индустриализацию, проводимый правительством той или иной страны, неизбежно усиливает давление на биосферу и приближает страну не только к материальному изобилию, но и к экологическому кризису. В этом случае субъективные устремления человека оказывают непосредственное воздействие как на изменения в экономике, так и на изменение природных, биосферных процессов. Причем к этим следствиям приводят субъективные мнения не только политиков, но и всех вообще членов общества. Сдвиг мнений о перспективах локальной войны или слухи о принятии нового закона вызывают реальные экономические последствия - взлеты или падения курсов акций, банкротства, экономические кризисы и т.д. В той же мере мимолетная мода на крокодиловую кожу или норковые манто реально сопровождается сдвигами в сторону уменьшения популяций животных, попадающих в ментальную (!) зону, так же, как идея использовать синтетический мех приводит к химическому засорению биосферы и сокращению биопродуктивности в целом. Анализ устойчивости биосферы в работах по оценке последствий ядерной войны, проведенный в 1970-1980-х годах группой ученых под руководством академика Н.Н. Моисеева, показал, что устойчивость эта ограничена определенными рамками, переход за которые приведет к новому состоянию биосферы, и места в ней человеку может не найтись. Силы человечества настолько возросли, что жизнь человечества на Земле может быть прервана в результате неправильных или просто злонамеренных действий очень небольшой группы людей (вспомним проблемы международного или государственного терроризма). И ограничение таких действий может опираться только на то, что с развитием общества развивается, перестраивается и оптимизируется и система его удержания в устойчивом состоянии, изменяется узор, в который переплетены "стержни" сдерживания, и число этих "стержней".

Перейти на страницу: 1 2 3 4