Правовая, нормативная и экономическая база

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Свинцовое загрязнение окружающей среды Российской Федерации и его влияние на здоровье населения » Правовые, нормативные, экономические и институциональные основы решения проблемы свинцового загрязнения окружающей среды » Правовая, нормативная и экономическая база


Основным законодательным актом, регулирующим отношения по водопользованию и сохранению водных объектов, является Водный кодекс Российской Федерации от 18 октября 1995 г.

В Российской Федерации до сих пор действует Закон РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» от 14 июля 1982 г., который во многом противоречит новому российскому природоохранному законодательству, и не может явиться средством, применяемым для разрешения проблем загрязнения атмосферного воздуха в России.

Земельный кодекс Российской Федерации ставит своей задачей регулирование земельных отношений в целях рационального использования земель и их охраны, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды. Понятие «охрана земель» включает в себя, в том числе, и защиту земель от загрязнения отходами производства, химическими веществами.

Отдельные аспекты охраны окружающей среды и здоровья населения отражены в федеральных законах Российской Федерации «Основы лесного законодательства Российской Федерации», «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территориях», «О континентальном шельфе», «О мелиорации земель», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

Административным кодексом Российской Федерации установлена административная ответственность за различные нарушения в области охраны окружающей среды: превышение нормативов ПДВ или временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; превышение нормативов предельно допустимых вредных физических воздействий на атмосферный воздух; выброс загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов и др.

Уголовным кодексом Российской Федерации, принятым 13 июня 1996 г. и вводимым в действие с 1 января 1997 г., предусмотрена уголовная ответственность за экологические преступления.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

К числу важнейших международных соглашений, ратифицированных Россией, относятся Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.) и Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (1989 г.). В соответствии с Законом «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 25 ноября 1994 г., Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. ј 670 «O первоочередных мерах по выполнению Федерального закона «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением», постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 г. ј 766 «О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных грузов», которым утверждено Положение о государственном регулировании трансграничных перевозок опасных отходов, Россия запретила импорт и транзит отходов, содержащих соединения свинца, а трансграничные перевозки съема свинцового, изгари свинцовой, шлама свинцового и свинецсодержащих отходов и экспорт отходов, содержащих соединения свинца, подлежат государственному регулированию.

В основе многочисленных нормативных документов лежат конкретные нормативы, ограничивающие содержание свинца и его соединений в отдельных объектах окружающей среды, производственном и продовольственном сырье, продуктах питания, промышленных отходах: ПДК, ОБУВ, ОДК, ДОК, ДСД и другие биологические критерии.

В частности, для свинца установлены ПДК для атмосферного воздуха на уровне 0,3 мкг/м3, рабочей зоны -10 мкг/м3; для питьевой воды -30 мкг/л. Для почв установлены ПДК по валовому содержанию свинца [СанПиН 42-128-4433-87] и ОДК свинца в зависимости от их механического состава и кислотности от 32 до 130 мг/кг [ГН 2.1.7.020-94]. ДОК свинца для продуктов питания: рыбные продукты -1,0 мг/кг; мясные продукты и овощи -0,5 мг/кг; фрукты, соки -0,4 мг/кг; хлеб, зерно -0,2 мг/кг; молочные продукты -0,05 мг/кг.

Перейти на страницу: 1 2 3 4