Правовая, нормативная и экономическая база

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Свинцовое загрязнение окружающей среды Российской Федерации и его влияние на здоровье населения » Правовые, нормативные, экономические и институциональные основы решения проблемы свинцового загрязнения окружающей среды » Правовая, нормативная и экономическая база


- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;

- размещение отходов.

Базовые нормативы платы за выбросы и сбросы конкретных загрязняющих веществ определяются как произведение удельного экономического ущерба в пределах допустимых нормативов выбросов, сбросов на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вещества для окружающей природной среды и здоровья населения (табл. 6). Базовые нормативы платы за размещение отходов являются произведением удельных затрат на размещение единицы (массы) отходов IV класса токсичности на показатели, учитывающие класс токсичности отходов.

Таблица 6

Базовые нормативы платы за выбросы в атмосферу веществ от стационарных и передвижных источников, руб./т

Наименование вещества

В пределах допустимых нормативов выбросов

В пределах установленных лимитов

Свинец и его соединения (в пересчете на свинец)

55 000

275 000

Свинец сернистый

9 705

48 525

Тетраэтилсвинец

5 499 995

27 499 975

Базовые нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты составили по свинцу:

- в пределах допустимых нормативов сброса -22 175 руб./т;

- в пределах установленных лимитов -110 875 руб./т.

Базовый норматив платы за захоронение 1 т отходов в пределах установленных лимитов составляет 6 тыс. руб./т.

При сверхлимитном загрязнении окружающей среды размер платы повышается в 5 раз. Ежегодно рассчитывается коэффициент индексации базовых нормативов платы; в 1996 г. он установлен в размере 35.

Особый порядок расчета платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу существует для передвижных источников. В основе его формирования -вид загрязняющего вещества, вид топлива, базовый норматив платы за выброс 1 т загрязняющего вещества и масса конкретного загрязняющего вещества, содержащегося в выхлопных газах технически исправного транспортного средства, отвечающего действующим стандартам и техническим условиям завода-изготовителя при использовании 1 т топлива определенного типа.

Норматив платы для различных видов топлива составляет (руб./т топлива):

- бензин этилированный AИ-93 -38,0; А-76 -25,0;

- бензин неэтилированный AИ-93 -10,0; А-76 -11,0;

- дизельное топливо -21,0.

Одним из наиболее сложных вопросов является оценка размеров ущерба от загрязнения почв. В 1993 г. был утвержден порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами. При расчете размеров ущерба используются показатели уровня загрязнения земель химическими веществами. Для свинца: 1 уровень (допустимый) < ПДК; 2 уровень (низкий) -от 1 до 3 ПДК; 3 уровень (средний) -от 3 до 5 ПДК; 4 уровень (высокий) -от 5 до 20 ПДК; 5 уровень (очень высокий) > 20 ПДК. Величина ПДК для свинца в почвах, приведенная в данной методике, составляет по валовым формам 32 мг/кг, по подвижным формам -6 мг/кг почвы.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает, что субъекты Российской Федерации имеют право по этим вопросам принимать законы и иные нормативные правовые акты, которые не должны противоречить федеральным.

Перейти на страницу: 1 2 3 4