Порядок заготовки древесины определяется Основами лесного законодательства РФ.
“Заготовка древесины в порядке рубок главного и промежуточного пользования лесом осуществляется в соответствии с региональными правилами (наставлениями). Порядок составления и утверждения региональных правил (наставлений) устанавливается государственным органом управления лесным хозяйством РФ.
Порядок отвода и передачи лесосечного фонда лесопользователям, а так же заготовки древесины устанавливается Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утверждёнными Правительством Российской Федерации.”[13]
Обеспечение ведения лесного хозяйства и пользование лесным фондом в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований определяются статьёй 53 Основ лесного законодательства РФ: “ . с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса.”[14]
Основы лесного законодательства РФ являются основным “практическим” нормативным актом, относящимся к вопросам ведения леснам фондом. Несмотря на это, специалисты усматривают недостаточность чёткости самого понятия леса. “Именно на леса распространяются некоторые особые требования, обеспечивающие гарантии их защищённости - групприровка и расчётная лесосека. Однако действующее законодательство недостаточно чётко даёт понятие леса, весьма неопределённо выделяет его признаки, по которым можно было бы отличить лес от парка и растительности иной концентрации со всеми вытекающими отсюда для сохранности леса последствиями. Этот упрёк относится и к проекту Основ лесного законодательства. Из того определения леса, которое есть в проекте, не уточнено его отличие от иной совокупности растительности. Здесь не достаёт одного признака: леса - это такая совокупность древесно-кустарниковой растительности, которая произрастает на землях лесного фонда, отличных от иных категорий земель.”[15]
3. Правовая охрана лесов. Ответственность за нарушение лесного законодательства.
“Природа и её богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека.”[16]
Охрана окружающей природной среды осуществляется несколькими способами. Выделяют следующие:
естественнонаучный;
экономический;
санитарно-гигиенический;
организационно-управленческий;
культурно-воспитательный.
Одно из самых важных мест занимает правовой
способ охраны окружающей природной среды. “ .Правовой способ предполагает:
определение объектов охраны природной среды;
установление запретительных, дозволительных, обязывающих, управомочивающих, компенсирующих и иных норм, регулирующих экологические отношения;
определение мер и средств осуществления государственного экологического контроля;
установление мер юридической ответственности за экологические правонарушения и возмещение причинённого вреда.”[17]
Правовой
способ охраны окружающей природной среды связан со всеми другими способами, поскольку служит средством реализации мер, которые разрабатываются другими
способами охраны окружающей природной среды. Кроме того, правовая охрана служит гарантией выполнения экологических предписаний.
Существует государственная стратегия действий РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития. Указ Президента РФ “О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития“ определяет основные положения данной стратегии, которые “ .являются основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и её субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды.”[18]
|