В ХХ веке в науке возник термин мониторинг
для определения системы повторных целенаправленных наблюдений за элементами окружающей природной среды в пространстве и времени.
В последние десятилетия общество все шире использует в своей деятельности сведения о состоянии природной среды. Эта информация нужна в повседневной жизни людей, при ведении хозяйства, в строительстве, при чрезвычайных обстоятельствах — для оповещения о надвигающихся опасных явлениях природы. Но изменения в состоянии окружающей среды происходят и под воздействием биосферных процессов, связанных с деятельностью человека. Определение вклада антропогенных изменений представляет собой специфическую задачу.
В соответствии со ставшим уже каноническим определением, экологический мониторинг
— информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданная с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных процессов.
Система экологического мониторинга должна накапливать, систематизировать и анализировать информацию:
· о состоянии окружающей среды;
· о причинах наблюдаемых и вероятных изменений состояния (т.e. об источниках и факторах воздействия);
· о допустимости изменений и нагрузок на среду в целом;
· о существующих резервах биосферы.
Таким образом, в систему экологического мониторинга входят наблюдения за состоянием элементов биосферы и наблюдения за источниками и факторами антропогенного воздействия.
В соответствии с приведенными определениями и возложенными на систему функциями, мониторинг включает три основных направления деятельности:
· наблюдения за факторами воздействия и состоянием среды;
· оценку фактического состояния среды;
· прогноз состояния окружающей природной среды и оценку прогнозируемого состояния.
Следует принять во внимание, что сама система мониторинга не включает деятельность по управлению качеством среды, но является источником необходимой для принятия экологически значимых решений информации.
Система мониторинга реализуется на нескольких уровнях, которым соответствуют специально разработанные программы:
· импактном (изучение сильных воздействий в локальном масштабе);
· региональном (проявление проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факторов, характерных для экономики региона);
· фоновом (на базе биосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность).
В 1975г. была организована Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС) под эгидой ООН, но эффективно действовать она начала только в последнее время. Эта система состоит из 5 взаимосвязанных подсистем: изучение климатических изменений, дальнего переноса загрязняющих среду веществ, гигиенических аспектов среды, исследования Мирового океана и ресурсов суши. Существуют 22 сети действующих станций системы глобального мониторинга, а также международные и национальные системы мониторинга. Одна из главных идей мониторинга – выход на принципиально новый уровень компетентности во время принятия решений локального, регионального и глобального масштабов.
Понятие общественная экологическая экспертиза возникло в конце 80-х годов и быстро получило широкое распространение.
Первоначальная трактовка этого термина была весьма широкой. Под независимой экологической экспертизой подразумевали разнообразные способы получения и анализа информации (экологический мониторинг, оценка воздействия на окружающую среду, независимые исследования и т.д.). В настоящее время понятие общественная экологическая экспертиза определено законодательно.
“Экологическая экспертиза
— установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и допустимости реализации объекта экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы”
Экологическая экспертиза может быть государственной и общественной.
Общественная экологическая экспертиза проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями).
Объектами государственной экологической экспертизы
являются:
· проекты генеральных планов развития территорий,
· все виды градостроительной документации (например, генеральный план, проект застройки),
|