· проекты схем развития отраслей народного хозяйства,
· проекты межгосударственных инвестиционных программ,
· проекты комплексных схем охраны природы, схем охраны и использования природных ресурсов (в т.ч. проекты землепользования и лесоустройства, материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные),
· проекты международных договоров,
· материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую среду,
· технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности, независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности
,
· проекты технической документации на новую технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги.
Общественная экологическая экспертиза
может проводиться в отношении тех же объектов, что и государственная экологическая экспертиза, за исключением объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.
Целью экологической экспертизы является предупреждение возможных неблагоприятных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социально-экономических и иных последствий.
Согласно Закону, экологическая экспертиза основывается на принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности.
Это означает, что обязанностью заказчика (“хозяина” намечаемой деятельности) является прогноз воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и обоснование допустимости этого воздействия. Заказчик также обязан предусмотреть необходимые меры по защите окружающей среды
и именно на нем лежит бремя доказательства экологической безопасности намечаемой деятельности.
Зарубежный опыт свидетельствует о высокой экономической эффективности экологической экспертизы. Агентство по охране среды США осуществило выборочный анализ заключений о воздействии на среду. В половине исследованных случаев отмечено снижение общей стоимости проектов за счет осуществления конструктивных природоохранных мероприятий. По данным Международного банка реконструкции и развития, возможное повышение стоимости проектов, связанное с проведением оценки воздействия на среду и последующим учетом в рабочих проектах экологических ограничений, окупается в среднем за 5-7 лет. По оценкам западных специалистов, включение экологических факторов в процесс принятия решений еще на стадии проектирования оказывается в 3-4 раза дешевле последующей доустановки очистного оборудования.
Система наблюдений за состоянием окружающей среды Украины имеет разветвленную структуру. Режимные наблюдения за состоянием природных ресурсов осуществляют такие 10 министерств и ведомств:
Ø министерство экологической безопасности Украины
Ø национальное космическое агентство Украины
Ø министерство охраны здоровья Украины
Ø министерство сельского хозяйства и продовольствия Украины
Ø министерство лесного хозяйства Украины
Ø государственный комитет Украины по гидрометеорологии
Ø государственный комитет Украины по водному хозяйству
Ø государственный комитет Украины по геологии и использованию недр
Ø государственный комитет Украины по земельным ресурсам
Ø государственный комитет Украины по жилищно-коммунальному хозяйству
Они имеют ведомственные сети наблюдения, информационные каналы для передачи данных, центры для обработки, анализа и сохранения информации. Список литературы
1. Бердій Я.І., Джигирей В.С., Кидисюк А.І. та ін. Основи екології та охрана навколишнього природного середовища. Навчальний посібник для вузів. Л, 1999г.
2. Білявський Г.О. та ін. Основи загальної екології: Підручник/ Г.О. Білявський, М.М. Падун, Р.С. Фуррдуй. – 2-е вид., зі змінами., К.: Либідь, 1995.-368с.
3. Экономика природопользования / Под. Ред. Т.С.Хачатурова, М.: Изд-во МГУ, 1991, 271 с.
4. Методологический центр ЭКОЛАЙН http://www.cci.glasnet.ru/books
|