Гигиенические нормативы для некоторых суперэкотоксикантов приведены в разделе 2.5 Приложения 2.
Неудивительно, что в последнее время внимание общественности привлечено к проблеме загрязнения окружающей среды суперэкотоксикантами. Эта проблема нова и для государственных служб. Осуществление мониторинга суперэкотоксикантов, оценка загрязнения и разработка методических подходов к выяснению их влияния на природную среду проводятся на международном уровне, так как для определения многих из этих веществ в природных объектах и биотканях необходимы согласованные действия и исключительно высокая квалификация специалистов-аналитиков. К сожалению, весьма немногие организации России располагают необходимыми условиями (особо чистыми лабораториями, оборудованием) для определения суперэкотоксикантов. Общественным организациям, свободным в выборе приоритетов и обращающим внимание на наиболее острые экологические проблемы, нередко удается найти независимые источники финансирования для постановки и решения самых сложных задач. Исследования, предпринятые по инициативе общественности, иногда вскрывают проблемы, которые в рамках государственной системы мониторинга могут оставаться вне поля зрения долгие годы.
"Межведомственные" проблемы
Иногда от внимания государственных органов ускользает проблема, находящаяся "на стыке" сфер ответственности различных ведомств. Знакомство с конкретной ситуацией, свобода от жесткой регламентации позволяют общественным организациям выявлять подобные проблемы.
Сотрудники заповедника О. приняли решение о развитии экологического туризма и расширении гостиницы, ранее предназначенной для приема небольшого числа ученых. Общественная организация поставила задачу оценки влияния возросшего объема хозяйственно-бытовых сточных вод на состояние малой реки. В число изучаемых параметров были включены формы азота и фосфора, а также содержание остаточного хлора. Было показано, что интенсивно хлорируемый в летнее время септик (точнее, просто яма в песчаном грунте, спланированная как первичный отстойник) выступает в качестве недопустимого источника загрязнения охраняемого водного объекта. До получения информации от общественной организации региональные природоохранительные службы не предполагали организовывать какие-либо измерения, устанавливать контрольный створ, так как заповедник рассматривался в качестве научно-исследовательского объекта, включенного в сеть мониторинга MAB и осуществляющего собственную программу наблюдений. |
Общественный экологический мониторинг: образовательная функция
Образовательный и воспитательный потенциал общественного экологического мониторинга очень велик. В данном случае экологическое образование и просвещение мы понимаем в самом широком смысле. Правильно организованная деятельность общественности в области экологического мониторинга способствует повышению уровня экологического образования всех участников общественного диалога — населения, руководителей и рядовых сотрудников предприятий, представителей государственной власти. Общественные органи-зации могут с успехом ис-пользовать должным образом интерпретированную информацию о состоянии окружающей среды для формирования осоз-нанной, экологически грамотной позиции общества в целом. С другой стороны, подобная деятельность не входит непосредственно в обязанности государственной службы мониторинга и региональных комитетов по экологии. Отсутствие достоверных данных о состоянии окружающей среды на местном уровне, поданных в доступной форме, создает информационный вакуум, который часто заполняется слухами, небрежно представленными исследованиями, непонятными данными и просто не имеющими никаких реальных оснований опусами. Правильно организованный общественный экологический мониторинг способен заполнить этот вакуум, обеспечивая не только получение необходимой информации и представление ее в доступной форме, но и создавая для граждан реальную возможность участия в наблюдениях и контрольных мероприятиях. Отметитм, что именно в связи с образовательной функцией особую важность приобретают вопросы представления полученной информации для широких кругов общественности (подробнее об этом см. в следующих разделах).
Общественная организация построила программу мониторинга малой реки П. так, чтобы описать воздействия основных организованных источников. Наблюдения выполняли учителя школ района и школьники. При изучении курсов химии, биологии и географии учителя использовали местные примеры, информацию, полученную самими школьниками. Накопив убедительный массив данных, общественная организация провела определение свободного хлора в сбросе предприятия текстильной отрасли в присутствии представителей природоохранительных органов. С помощью информации, полученной общественностью, удалось убедить руководство предприятия провести экологическое аудирование. На основе результатов аудирования предприятие сформулировало принципы своей экологической политики, предусматривающие, в частности, переход к технологии бесхлорного отбеливания. Результаты мониторинга легли также в основу программы занятий для сотрудников предприятия. |
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8
|