Функции руководителя экспертизы и организации, проводящей экспертизу
На основе предыдущего обсуждения можно подытожить функции руководителя экспертизы. К этим функциям относятся:
· выработка (и при необходимости корректировка) стратегии проведения экспертизы;
· приглашение, в случае необходимости, дополнительных экспертов (по согласованию с организацией, проводящей экспертизу);
· постановка технических заданий перед экспертами (по согласованию с организацией, проводящей экспертизу);
· обеспечение взаимодействия между экспертами;
· проведение заседаний экспертной комиссии;
· подготовка (или руководство подготовкой) сводного заключения.
Более общая, но, пожалуй, важнейшая задача руководителя, которую необходимо принимать во внимание при выполнении любой из перечисленных функций, — обеспечение целостности и согласованности всего процесса общественной экологической экспертизы.
К функциям организации, проводящей экспертизу, относится:
· регистрация экспертизы;
· получение необходимых документов, связанная с этим переписка;
· подбор руководителя, формирование экспертной комиссии;
· взаимодействие с государственной экологической экспертизой (подбор и направление наблюдателей, передача заключения общественной экспертизы);
· создание условий для работы экспертной комиссии (например, обеспечение помещения для заседаний);
· заключение договоров с экспертами, оплата их труда (если эксперты работают не на общественных началах);
· организация работы с общественностью;
· решение вопросов, связанных с финансированием экспертизы.
Специального обсуждения заслуживает вопрос, в какой степени общественная организация должна принимать участие в руководстве экспертизой после того, как назначен ее руководитель. Как нам представляется, организации следует участвовать в принятии ключевых решений, определяющих стратегию экспертизы — прежде всего, в подборе дополнительных экспертов и постановке перед ними заданий. Может оказаться полезным выработать вместе с руководителем “рамочное” техническое задание на проведение экспертизы. С другой стороны, хотя в момент “первичного” формирования комиссии руководителя официально не существует, полезно обсудить состав комиссии и направления ее работы с потенциальным руководителем.
Результат общественной экологической экспертизы
Результатом общественной экологической экспертизы является Сводное заключение — итоговый документ, отражающий точку зрения экспертной комиссии (или организации, проводящей экспертизу) в отношении объекта экологической экспертизы (проекта строительства хозяйственного объекта, проекта программы, законопроекта и т.д.).
Как должно быть составлено Сводное заключение и на какие вопросы оно должно отвечать? Действующие нормативные акты регламентирует этот вопрос только для государственной экологической экспертизы. В соответствии с Федеральным законом “Об экологической экспертизе”, заключение государственной экологической экспертизы может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта экспертизы. Утвержденная форма заключения государственной экологической экспертизы приводится в Приложении 6.
Установленной формы Заключения общественной экспертизы не существует. Мы предлагаем структуру Сводного заключения, которая, по нашему мнению, ориентирует комиссию на подготовку качественного документа, удовлетворяющего требованиям самой строгой профессиональной критики. Мы полагаем, что Сводное заключение общественной экологической экспертизы должно отражать следующие аспекты:
|